Формирование каллиграфических навыков младших школьников (состояние, проблемы и пути оптимизации)
Формирование каллиграфических навыков младших школьников (состояние, проблемы и пути оптимизации)
Страница 21

Письмо это называлось пиктографическим, его «возраст» 6-8 тысяч лет, но еще совсем недавно элементы пиктографического письма использовали некоторые народы Крайнего Севера. Затем письменные сообщения стали передаваться при помощи отдельных рисуночных знаков (символов-идеограмм), тех или иных слов. Фактически рисунок стал словом, и такое письмо называется идеографическим. Этот переход от графического к идеографическому письму был очень сложен, ведь нужно было, чтобы за определенным знаком (рисунком-символом) закрепилось значение - словесное или фразовое. Но таким письмом нельзя передать абстрактные понятия, оно очень конкретно. Собственно говоря, пиктографическое и идеографическое письмо не является письмом как таковым, так как в письме фиксируется не только общий смысл сообщения, но речь с ее грамматическими и словарными особенностями.

В то же время появляются и легкие материалы для письма: папирус, пергамент, полотно, бумага; новые орудия письма: тростниковая палочка, кисть, гусиное перо, стальное перо и, наконец, шариковая ручка.

Эти этапы истории в сжатой форме проходят практически каждый ребенок при обучении письму. Давайте вспомним, как пишет трех-четырехлетний малыш. Его «письмо» - это рисунок, изображающий то, что он видит, что хочет передать, ну и еще палочки, кружочки, ассоциирующиеся у него с внешней стороны (графикой) письма. «Письма» пяти-шестилетних больше похожи на кроссворд: там и отдельные слова, и буквы, и рисунки. Это уже элементы идеографического письма.

Кстати, многие учителя используют идеографическое письмо в процессе формирования навыка и для развития письменной речи, позволяя в «сочинениях» заменять слова, которые ребенок не может записать, рисунками. При этом исчезает страх, неуверенность, сковывающие развитие письменной речи. Ведь выразить свою мысль ребенок может достаточно полно и ярко, а вот записать все это он научится гораздо позже. Возможность замены слов рисунками снимает эту трудность, способствует развитию письменной речи параллельно с формированием навыка письма. Родители тоже могут попробовать с детьми такие «сочинения».

Но даже после освоения слога человек не сразу перешел к выделению отдельных звуков (фонем), а отделение согласных от гласных потребовало довольно сложной абстрагирующей работы мысли. «И до сих пор, - пишет известный историк письма И. Фридрих, - усвоение отдельности звука, особенно согласного звука, дается человеку с большим трудом» [94, с.115], не случайно школьники начальный классов испытывают в этом трудности.

Страницы: 17 18 19 20 21 22 23 24 25

АНАМОРФОЗА (греч . аna - на, сверх и morfe - форма), эффект наложения одного изобразительного мотива на другой, их зрительного слияния, напр., морской волны и рисунка камня, человеческого тела и древесного ствола. Характерен как для природы, так и для искусства (был особенно популярен в маньеризме и сюрреализме).

АБДЕРГАЛЬДЕН (Abderhalden) Эмиль (1877-1950) , швейцарский биохимик, иностранный член-корреспондент АН СССР (1925). В 1904-45 работал в Германии. Исследовал структуру и функции белков. Синтезировал (совместно с Э. Г. Фишером) полипептид из 19 аминокислот (1916).

АМЕТРОПИЯ (от греч . ametros - несоразмерный и ops - глаз), нарушение рефракции (преломляющей способности) глаза в форме близорукости или дальнозоркости.