Формирование каллиграфических навыков младших школьников (состояние, проблемы и пути оптимизации)
Формирование каллиграфических навыков младших школьников (состояние, проблемы и пути оптимизации)
Страница 42

В зависимости от того, какой позиции придерживается тот или иной методист, он соответственно стоит предлагаемую систему обучения письму. Мы рассмотрим несколько таких систем. В них есть что-то новое но и традиционное «старое».

Так, практическое применение показало, что в методиках Потаповой, Агарковой, Илюхиной нет ничего принципиально нового. Их исследования базируются на опыте многих предметников. В методике Потаповой прослеживается генетический способ письма, копировальный и другие, изобретенные очень давно, Тактовый, а также шрифтовой метод мы встречаем у Илюхиной и Агарковой. Методики Потаповой и Федосовой позволяют развивать не только мелкие мышцы пальцев руки, но и все виды памяти: тактильную, зрительную и слуховую. А чем больше видов памяти развитию у ребенка, тем быстрее и прочнее он будет усваивать учебный материал. Методики Зайцева и Илюхиной развивают четкость выполнения инструкций учителя, произвольное внимание. Кроме того, метод Илюхиной позволяет исправить уже сложившийся почерк. Это, пожалуй, единственная методика, применение которой действительно приносит видимые результаты по исправлению почерка учащихся на протяжении всего периода обучения в школе.

2.6. АНАЛИЗ ГРАФИЧЕСКИХ ОШИБОК ПРИ ПИСЬМЕ. ПРИЧИНЫ, СПОСОБЫ ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ИСПРАВЛЕНИЯ

На протяжении всей второй главы мы говорили о том, как учитель должен работать с классом, что бы формировать у учащихся каллиграфические навыки письма.

Показателями (критериями) графического навыка являются: 1) графическая грамотность; 2) каллиграфическая четкость и устойчивость на начертания букв и их соединений; 3) связанность (безотрывность) и 4) скорость письма.

Для того, чтобы умения стали автоматизированными навыками необходимо выполнение всех показателей графического навыка.

Графическая грамотность как один из показателей сформированности навыка письма проявляется в том, допускает ли ученик ошибки, возникающие в процессе перекодировки звуковой формы слова в графическую и при непосредственном воспроизведении ее на бумаге.

Графические ошибки – это пропуски, перестановки и разнообразные замены букв, соответствующих фонемам, сходным по акустической, артикуляционной характеристике, или изменение формы, размера, пространственного положения и количества элементов в буквенном знаке.

Каждому учителю хорошо известно, насколько трудно протекает становление у младших школьников (особенно шестилетних) умение писать разборчиво, ровно, с соблюдением пропорций, одинакового наклона и так далее. Для того чтобы научиться более умело управлять этим процессом, необходимо представить себе, во-первых, те трудности, которые испытывают дети, а во-вторых, порождающие их причины.

К причинам возникновения графических ошибок следует отнести, во-первых, недоразвитие у детей звуковой стороны языка, то есть фонематического слуха и культуры звукопроизношения, во-вторых, несовершенство зрительного восприятия и двигательного воспроизведения на бумаге буквенных знаков и их компонентов, соответствующих определенному смысловому значению.

Для определения графической грамотности учеников рекомендуется использовать диктант. Это более сложный вид речевой деятельности в сравнении со списыванием, так как перекодирование звуков в буквы чаще вызывает трудности, чем обратный процесс.

Следующим показателем сформированности графического навыка является каллиграфическая четкость и устойчивость письма. Этот критерий характеризуется умением пишущего соблюдать установленную высоту, ширину и угол наклона букв и их отдельных элементов. Угол наклона – 650. ширина букв равна примерно их высоте, а у некоторых букв (например, , , , ) она в 1,5 раза больше чем высота. При письме в тетради с обычной разлиновкой («в линейку») высота и ширина соответственно уменьшается. Угол наклона остается прежним.

Страницы: 38 39 40 41 42 43 44 45 46

АНТИСЕПТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ,..1) вещества, обладающие противомикробным действием и применяемые главным образом для дезинфекции, смазывания кожи и слизистых оболочек, орошения ран и полостей (напр., борная кислота, бриллиантовый зеленый)...2) Химические вещества, используемые для предохранения от разрушения микроорганизмами древесины, пластмасс, текстиля, кож, пищевых продуктов и др. (напр., фенолы и их производные, креозот, бензойная кислота и т. д.). Этими средствами пропитывают или покрывают защищаемый материал либо вводят их в его состав.

БРИГАДНЫЙ КОМИССАР , воинское звание (в 1935-42) высшего военно-политического состава Красной Армии и ВМФ.

ВИТОВТ (Витаутас) (Vytautas) (1350-1430) , великий князь Литвы (с 1392), сын Кейстута. Трижды вторгался в Московское княжество (1406-08), захватил Смоленск. Один из организаторов разгрома немецких рыцарей в Грюнвальдской битве 1410.