Формирование действия контроля в процессе работы над вычислительными приемами и навыками
Формирование действия контроля в процессе работы над вычислительными приемами и навыками
Страница 2

С сожалением приходится констатировать, что учителя уделяют недостаточное внимание обучению учащихся приёмам и способам формирования действия контроля. Это объясняется недостаточностью педагогического опыта, методических рекомендаций, пособий, справочников, направленных на внедрение методических приёмов обучения контролю, отсутствием в программах указаний на необходимость его формирования.

Учитывая научные знания и исследования по данной проблеме, основываясь на современных требованиях к учебному процессу, мы считаем, что овладение учащимися младших классов действия контроля в процессе обучения – является актуальной проблемой, стоящей перед современной школой. Наши наблюдения за деятельностью детей младших классов при формировании вычислительных навыков показали, что они не всегда умеют объяснить, правильно ли найдено значение выражения, не могут обосновать выбор арифметического действия, не могут выполнить проверку. Это говорит о том, что ученики слабо владеют или совсем не владеют умением контролировать себя в процессе решения.

Необходимо отметить, что в обычной практике работы, как правило, преобладает контроль по результату, где проверяется не правильность проведения отдельных операций и их последовательность, умение контролировать каждый свой шаг, а полученный результат.

В существующих пособиях по методике математики для учителей начальных классов авторы определённо указывают на необходимость формирования действия контроля у учащихся в процессе формирования вычислительных навыков. Однако в этих пособиях не раскрывается сущность понятия действия контроля и пути его формирования.

Цель исследования состоит в выявлении эффективных условий формирования действия контроля в процессе работы над вычислительными приёмами и навыками. В соответствии с целями были намечены следующие задачи:

1. проанализировать психолого-педагогическую литературу по исследуемой проблеме;

2. изучить сущность действия контроля в учебной деятельности;

3. провести диагностику сформированности действия контроля у учащихся 3 класса;

4. разработать и апробировать экспериментальную модель, направленную на развитие действия контроля у младших школьников в процессе работы над вычислительными приёмами и навыками.

Объект исследования: процесс формирования действия контроля.

Предмет исследования: особенности формирования действия контроля в процессе работы над вычислительными навыками.

Теоретический анализ проблемы исследования позволил сформировать следующее предположение: формирование действия контроля будет более эффективным, если:

1. учитель выделит структурные особенности действия контроля для отдельных вычислительных приёмов;

2. в процессе обучения будет использоваться система заданий, направленная на усвоение алгоритмов контрольных действий учащимися;

Страницы: 1 2 3 4 5 6

ОБЛАСТНИЧЕСТВО , общественное течение в России до 1917, добивавшееся культурной и экономической самостоятельности отдельных областей; см. Сибирские областники.

РУСНЯК (Русньяк) (Rusznуak) Иштван (1889-1974) , венгерский терапевт, патофизиолог и биохимик, академик (1946) и президент (1949-70) Венгерской АН, иностранный член АН СССР (1958). Труды по патологии и физиологии лимфообращения, профилактике шока, биохимии крови. Открыл (1936, совместно с А. Сент-Дьерди) витамин Р. Золотая медаль им. Ломоносова АН СССР (1968).

ПАК ЫНСИК (1859-1926) , корейский историк, философ. С установлением в 1910 японского господства в стране эмигрировал в Китай. Принадлежал к левому крылу корейского национального движения в эмиграции.