Формирование действия контроля в процессе работы над вычислительными приемами и навыками Формирование действия контроля в процессе работы над вычислительными приемами и навыкамиСтраница 3
3. учитель будет ставить перед учащимися задачи на контроль.
Методологической основой исследования явились идеи о теории учебной деятельности (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, В.В. Репкин) и поэтапного формирования умственных действий (Н.Ф. Талызина, Л.Я. Гальперин). А также работы М.А. Бантовой, Н.Б. Истоминой, И.А. Аргинской по методике формирования вычислительного навыка.
В исследовании применялись следующие методы: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы; беседа, опрос, анализ результатов работ учащихся; применение заданий, предназначенных для определения у учащихся уровня общего умения осуществлять действие контроля при работе над вычислительными навыками; эксперимент:
База исследования: школа №25 г. Иркутска, 3 «Д» класс.
1. Особенности контроля в учебной деятельности младших школьников
1.1. Сущность действия контроля, его особенности в младшем школьном возрасте и место в структуре учебной деятельности
Действие контроля мы рассматриваем внутри целостной структуры учебной деятельности школьников, выделенной и описанной Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым.
Один из важнейших компонентов учебной деятельности – контроль. Согласно мнению Д.Б. Эльконина [39], под контролем следует понимать прежде всего контроль за правильностью и полнотой выполнения операций, входящих в состав действий .
В действии выполняются ориентировочные, исполнительные и контрольные функции. Согласно Н.Ф. Талызиной [37]: «Любое действие человека представляет собой своеобразную микросистему управления, включающую “управляющий орган” (ориентировочную часть действия), исполнительный “рабочий орган” (исполнительная часть действия), следящий и сравнивающий механизм (контрольная часть действия)».
ЙИРЖИ ПОДЕБРАД , см. Подебрад Й.
ПЛОТНОМЕР , прибор для определения плотностей жидкости или газов. Различают плотномеры весовые (напр., пикнометр), статичные (напр., ареометр) и динамичные (эффузиометр).
ЦАРСКОСЕЛЬСКИЙ ЛИЦЕЙ , см. в ст. Александровский лицей.