Формирование действия контроля в процессе работы над вычислительными приемами и навыками Формирование действия контроля в процессе работы над вычислительными приемами и навыкамиСтраница 33
Фрагмент урока №2
Задачи по развитию действия контроля:
1. развивать умение осуществлять парный контроль.
2. Развивать умение задавать уточняющие вопросы
3. Развивать умение обнаруживать ошибки в решениях товарищей
4. Развивать умение осуществлять рефлексивный контроль: реконструировать способ действий, приведший к ошибке.
5. Развивать умение осуществлять контроль по результату.
Экспериментальные комментарии. |
Ход урока |
Развиваем умение осуществлять парный контроль. Развиваем умение обнаруживать ошибки. Развиваем умение осуществлять рефлексивный контроль: реконструировать решения, приведшие к ошибке. Развиваем умение доказательно рассуждать. Развиваем умение развивать контроль по результату, контролировать действие своих товарищей. |
2 этап. Повторение вид работы – устный счет Задача для учителя: проверить устные приемы умножения и деления на однозначные, круглые двузначные и трехзначные числа. Задача для учащихся: Мы повторим устные приемы умножения и деления, продолжим учиться обнаруживать ошибки в вычислениях. Это умение поможет нам не допускать ошибки и вовремя замечать их. Уч. Зад.№1 . Ребята, Чебурашка и Шапокляк прислали нам несколько выражений. Но в конверте все выражения перепутались и теперь мы не знаем, где решения Чебурашки, а где «ловушки» Шапокляк. Поэтому мы не можем быть уверены, что все решения верны, так как Шапокляк любит делать мелкие пакости. Наша задача обсудить выражения и их значения и обнаружить ошибки, если таковые имеются. Содержание: 560:70=80; 360:9=50; 490:90=90; 70 * 9=6500; 30 * 800=2700; 500 * 70=35000; Работаем в парах. Вам необходимо просмотреть все действия, обнаружить ошибки, объяснить их своему соседу и, доказательно рассуждая исправить их. Итак, сколько вычислений прислал Чебурашка? (Одно). Вы смогли обнаружить и устранить «ловушки» Шапокляк? Молодцы! Это поможет нам не допускать ошибки и быть более внимательными. Уч. Зад. №2 Практич. Задание: Найдите значения выражений: Содержание: 7080:20=…; 1020:20=…; 630:30=…; 3050:50=…; 2800:40=…; Ответы для самоконтроля: 308;354;402; 413; 423;484;554; Для того чтобы проверить себя, суммируйте ответы 1 и 2 выражений. Если сумма указана в ответах для самоконтроля, то значения верны, переходите к следующему вычислению. Саша назовет значения 1 и 2 выражений, их сумму, а вы внимательно слушайте и исправляйте по необходимости своего товарища. Итак, мы нашли верные значения, поучились контролировать себя, своих товарищей, исправлять, доказательно рассуждая. |
Фрагмент урока№3
Задачи по развитию действия контроля:
1. Развивать умение разрабатывать алгоритм контрольного действия.
2. Развивать умение осуществлять пооперационный контроль.
3. Развивать умение обнаруживать ошибку в ходе вычислений.
Экспериментальные комментарии |
Ход урока |
Операционный контроль Умение обнаруживать ошибки в вычислениях, объяснять их. Умение разрабатывать алгоритм контрольного действия. Умение контролировать действия своих товарищей. |
3 этап: Закрепление изученного материала. Вид работы – выполнение вычисления Задача для учителя: закреплять умение выполнять письменное деление многозначных чисел, продолжить учить обнаруживать ошибки в вычислениях; Задача для учащихся: Мы продолжим выполнять письменное деление многозначных чисел, поучимся обнаруживать ошибки, объяснять их. Практич. Задача: Злая колдунья Гогера отправила к нам своих злых слуг обезьян. Они принесли выражение, в котором, возможно, есть ошибка. Колдунья уверена, что мы ошибку не найдем и превратимся в глупых учеников. Что нам поможет найти ошибку? (Проверка). Правильно, мы должны поучиться проверять не только результат решения, но и весь процесс выполнения вычисления. Нам необходимо составить алгоритм проверки, с помощью которого мы найдем ошибку. Мы уже составляли подобные алгоритмы, так что думаю, мы справимся с этим. Что нам было важно контролировать в процессе выполнения вычислений? На что нужно обратить внимание? (1. Чтобы определить, правильно мы выделили 1 неполное делимое, нам необходимо отсчитать такое количество цифр в делимом, сколько в делителе. Если число, получившееся в делимом, меньше делителя, значит 1 неполное делимое будет больше делителя на одну цифру. Если число, получившееся в делимом, больше делителя, следовательно, оно является 1 неполным делителем. 2. Чтобы определит, верно ли мы подобрали количество цифр в частном, важно найти 1 неполное делимое и посчитать количество оставшихся разрядов. 3. Чтобы определить, правильно ли подобрана цифра в частном, нужно ее умножить на делитель. Получившееся число должно быть не больше делимого, а остаток меньше делителя. Ваня попробует порассуждать. Остальные внимательно слушают и контролируют ход мыслей своего товарища. Итак, мы справились с заданием, составили алгоритм проверки деления многозначных чисел, который помог нам найти ошибку. Руководствуясь этим алгоритмом, вы сможете выполнять деление чисел без ошибок. |
ГРОМОВ Сергей Алексеевич (1774-1856) , российский врач, автор первого российского руководства по судебной медицине (1832).
ЖАККАР (Jacquard) Жозеф Мари (1752-1834) , французский изобретатель. Создал (1804-08) приспособление для выработки крупноузорчатых тканей (машина Жаккарда).
ГЛАЗУНОВ Илья Сергеевич (р . 1930), российский живописец и график, народный художник СССР (1980). Портретист, автор цикла многофигурных масштабных полотен (1970-90-е гг.), в которых воплощает собственную концепцию самобытного исторического пути России ("Мистерия XX века", "Вечная Русь", "Моя жизнь"), сценограф (оформление оперы "Сказание о граде Китеже" Н. А. Римского-Корсакова в Большом театре, 1983). Основатель и ректор Российской академии живописи, ваяния и зодчества (с 1989).