Формирование выразительной письменной речи как важнейшего компонента литературных способностей
Формирование выразительной письменной речи как важнейшего компонента литературных способностей
Страница 19

ОСНОВНЫЕ ВОЗРАСТНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО МЫШЛЕНИЯ

Процесс возрастного постижения самой сущности образного отражения жизни в художественной литературе прямо и непосредственно связан и зависит от темпов индивидуальных особенностей протекания процесса общего речевого развития человека.

Обращаясь непосредственно к особенностям формирования читательского словесно-художественного обобщения, необходимо хотя бы в самых общих чертах описать сложный путь растущего и развивающегося человека к полному и глубокому овладению родной речью.

Здесь следует рассмотреть теорию речевого мышления, разработанную Л.С.Выготским и сохранившую свое значение до наших дней.

Л.С.Выготский настойчиво подчеркивает отсутствие параллелизма между мышлением и речью, утверждая их единство: "Мысль не выражается, но совершается в слове". Он подвергает серьезной критике все попытки оторвать значение слова от его внешней оболочки и в то же время свести речь к совокупности знаков и показывает, что слово, при сохранении предметной отнесенности, все время развивается (в своем обобщенном значении), проходя при этом определенные стадии. Этот процесс можно рассматривать как в истории языка, так и в индивидуальном развитии человека. Здесь не следует касаться историко-лингвистического аспекта, так как стоит задача исследовать особенности развития речи школьника на уроках литературы, то есть в процессе индивидуального развития и обучения.

Л.С.Выготский рассматривает слово как обобщение, для него значение (слова) - "идеальная духовная форма кристаллизации общественного опыта, общественной практики человечества. Круг представлений общества, его науки, сам язык его - все это является системой значений. Развиваясь в условиях общества, человек овладевает уже выработанными значениями".

Ребенок постепенно постигает значение слова, проходя несколько уровней обобщения, овладевая речью, восходя от детского синкретизма к научному, понятийному мышлению.

У детей дошкольного возраста обобщение в процессе познания действительности осуществляется в плане непосредственного восприятия. Для младших дошкольников еще характерна такая особенность детского мышления, как синкретизм, который к 7-8 годам, то есть к 1 классу школы, переходит из непосредственного восприятия в вербальный план. Синкретизм, эта "бессвязная связность" детской мысли, по выражению П.П.Блонского, состоит в том, что явления, воспринимаемые одновременно во времени или в пространстве, или вместе данные в восприятии, ставятся ребенком в причинную связь.

Страницы: 15 16 17 18 19 20 21 22 23

ФОГЕЛЬ (Vogel) Герман Карл (1841-1907) , немецкий астроном. Основатель и директор (с 1882) Постдамской астрофизической обсерватории. Опубликовал (1882) первый спектроскопический каталог звезд 7,5 величины, усовершенствовал классификацию спектров А. Секки. Совместно с немецким астрономом Ю. Шейнером начал (1888) точные измерения лучевых скоростей звезд и открыл (1889) спектральную двойственность некоторых из них (Алголь, Спика).

ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ СТАЛЬ , углеродистая или легированная сталь с высоким содержанием углерода. Характеризуется высокой твердостью и красностойкостью. Используется для изготовления режущих и измерительных инструментов, штампов, а также деталей машин, испытывающих повышенный износ при умеренных динамических нагрузках. Разновидность - быстрорежущая сталь.

ИНТОКСИКАЦИЯ , см. Токсикоз.