Формирование выразительной письменной речи как важнейшего компонента литературных способностей Формирование выразительной письменной речи как важнейшего компонента литературных способностейСтраница 21
Так протекает общее речевое развитие ребенка, когда он начинает овладевать языком в его коммуникативной функции, то есть как средством общения во всех сферах жизни.
Когда школьник имеет дело со словесно-художественным произведением, он как бы выходит из сферы обыденного языка и вступает в иную речевую стихию, в стихию художественной речи, призванной выразить эстетическое отношение писателя к жизни. Поэтому, говоря о речевом развитии юного читателя, нельзя свести это развитие к охарактеризованному выше процессу развития речевого мышления, нужно соотнести эти два процесса, чтобы увидеть тот особенный вклад, который вносит в развитие речи ребенка его общение со словесным искусством.
СПЕЦИФИКА ЯЗЫКА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ЛИТЕРАТУРОЙ
Существует довольно распространенное мнение, что чтение художественной литературы не требует никакой специальной подготовки, кроме умения складывать буквы в слова, а слова в предложения.
Это утверждение возникло, по-видимому, на основе ошибочного убеждения в том, что в художественном произведении непосредственно отражаются результаты эмпирического знания человека об окружающей жизни.
В действительности же человек медленно созревает для глубокого и квалифицированного чтения, потому что художественное отражение жизни основано на широких обобщениях, в которые юному читателю приходится проникать, отрешаясь от обыденных эмпирических представлений о жизненных явлениях и фактах. Литературное развитие школьника протекает на основе общего речевого развития, общего умственного развития на протяжении дошкольного и школьного возраста, включающего в себя три основные возрастные ступени (младший школьный возраст, подростковый (не единый) возраст и возраст ранней юности). Каждый из этих возрастов имеет свои особенности познавательной деятельности вообще и художественного (читательского) обобщения в частности.
Чтобы убедиться в сложности задачи обучения ребенка чтению и пониманию художественного текста и проследить путь возрастного формирования словесно-художественного обобщения у читателя-школьника, необходимо хотя бы в самых общих чертах охарактеризовать особенности поэтической речи в отличие от речи обыденной (как средства повседневного общения) и научной.
В.В.Виноградов четко определяет функцию художественной речи: "В понятие поэтического языка как объекта теории поэтической речи входит сверх общих признаков языка, языка вообще, преимущественно его специфические признаки как языка поэтического, как объекта и орудия словесного искусства и та точка зрения, согласно которой эти признаки отвлекаются от бесконечного многообразия разных воззрений на язык и его многообразных функциональных применений".
Спорным является вопрос об отношении слова и образа. Существует концепция бессловесного образа и концепция, согласно которой слово полностью приравнивается к образу. Крайности обеих концепций снимаются в позиции Н.К.Гея: "Образ так относится к выражающему его слову (или их совокупности), как оно относится к предмету, явлению, качеству или действию, обозначаемому им в реальной действительности. Слово - это общая точка, вершина двух проекций, разомкнутых, с одной стороны, в мир, а с другой - в образ".
БЕЛЬМАН (Bellman) Карл Микаэль (1740-1795) , шведский поэт. Застольные песни (сборники "Послания Фредмана", 1790, "Песни Фредмана", 1791), развившие фольклорные и демократические традиции, содержат реалистическую картину жизни Стокгольма.
ЯККАБАГ , город (с 1978) в Узбекистане, Кашкадарьинская обл. Железнодорожная станция. 17,8 тыс. жителей (1991). Хлопкоочистительный завод.
ДАРВАШ (Darvas) Йожеф (1912-73) , венгерский писатель. Реалистические романы "Черный хлеб" (1934), "История одной крестьянской семьи" (1939), "Пьяный дождь" (1963); пьесы.