Формирование выразительной письменной речи как важнейшего компонента литературных способностей Формирование выразительной письменной речи как важнейшего компонента литературных способностейСтраница 37
Генетический аспект, рассмотрение вопроса о сдвигах в индивидуальном развитии ребенка (онтогенез) необходимо в нужных случаях сближать с историко-социалогическим аспектом, то есть учитывать изменения в восприятии искусства (литературы) читателями разных поколений и даже разных эпох, когда это возможно (филогенез). Л.С.Лихачев говорит о взаимодействии внутреннего мира художественного произведения с представлениями читателя, принадлежащего к определенному историческому времени, к той или иной культуре, тому или иному классу, среде: "Замысел писателя полностью не воплощается, не осуществляется, и в этой неосуществленности заключается для читателя потенциальные возможности по-новому воспринимать внутренний мир художественного произведения. Великие произведения искусства по-новому воспринимаются в каждую эпоху; по-новому воспринимается в них и внутренний мир с его художественным временем и художественным пространством".
Во всех исследованиях читательского восприятия в психологии используются пока только объективированные, опосредованные свидетельства тех или иных внутренних изменений, происходящих в процессе обучения. Более или менее достоверные данные о характере и значительности сдвигов в литературном развитии можно получить пока только на основании тщательного изучения проявлений их в форме оценки читаемых литературных произведений, которые мы обнаруживаем или специально вызываем вопросами в различного рода ученических сочинениях, ответах, устных выступлениях, докладах, диспутах и т.д.
Читательская оценка прочитанного или читаемого литературного произведения - это отнюдь не любое высказывание учащегося. Речь идет об эстетическом суждении, имеющем непосредственное отношение к эстетическому восприятию. Желая получить оценку литературного произведения от учащихся, надо вести изучение его в классе соответственно тем принципам, по которым организуется само художественное восприятие, нужно предлагать учащимся такие вопросы и знания, которые будут побуждать их к самостоятельным анализу и оценке читаемого произведения.
Важно при этом заметить, что читательская оценка, конечно, не может воспроизвести и не воспроизводит результат художественного восприятия во всей его полноте, так как воспринимаемое и осознаваемое в этой оценке не совпадают: первое обычно бывает шире и богаче второго. При всем этом читательская оценка не сводится только к эстетическому суждению как к некоему рациональному выявлению осознанного. Дело обстоит значительно сложнее. В оценке читателя наряду с познанием литературного произведения обязательно присутствует его эмоциональное отношение, в котором проявляются эстетические переживания. Анализ читательской оценки поэтому представляет известные трудности и требуют учета многих условий, от которых зависят ее глубина и самостоятельность.
ШИШКОВИДНАЯ ЖЕЛЕЗА , то же, что эпифиз.
МОДЕЛЬ (лат . modulus - мера, образец),1) образец (эталон, стандарт) для массового изготовления какого-либо изделия или конструкции; тип, марка изделия.2) Изделие (из легкообрабатываемого материала), с которого снимается форма для воспроизведения (напр., посредством литья) в другом материале; разновидности таких моделей - лекала, шаблоны, плазы.3) Позирующий художнику натурщик или изображаемые предметы ("натура").4) Устройство, воспроизводящее, имитирующее строение и действие какого-либо др. ("моделируемого") устройства в научных, производственных (при испытаниях) или спортивных (см. Моделизм спортивный) целях.5) В широком смысле - любой образ, аналог (мысленный или условный: изображение, описание, схема, чертеж, график, план, карта и т. п.) какого-либо объекта, процесса или явления ("оригинала" данной модели), используемый в качестве его "заместителя", "представителя" (см. Моделирование).6) В математике и логике - моделью какой-либо системы аксиом называют любую совокупность (абстрактных) объектов, свойства которых и отношения между которыми удовлетворяют данным аксиомам, служащим тем самым совместным (неявным) определением такой совокупности.7) Модель в языкознании - абстрактное понятие эталона или образца какой-либо системы (фонологической, грамматической и т. п.), представление самых общих характеристик какого-либо языкового явления; общая схема описания системы языка или какой-либо его подсистемы.
ПЕРНАМБУКУ (Pernambuco) , штат на северо-востоке Бразилии. 98,3 тыс. км2. Население 7,1 млн. человек (1991). Адм. ц. - Ресифи.