Формирование выразительной письменной речи как важнейшего компонента литературных способностей
Формирование выразительной письменной речи как важнейшего компонента литературных способностей
Страница 38

Под воздействием чего могут происходить и происходят сдвиги в литературном развитии и чем определяется их содержание? Теоретическое исследование, многочисленные наблюдения практики школы и специальные опыты подсказывают предварительное решение этого вопроса, которое, конечно, нуждается еще в дальнейшей всесторонней экспериментальной проверке.

Литературное развитие продвигается вперед под воздействием трех основных сил: жизненного опыта (в том числе и читательского), и прежде всего опыта переживаний, собственно художественных впечатлений и, наконец, научно-теоретических знаний. Эти три струи объединяются в один общий поток, воздействие которого дифференцировать можно только в том случае, когда оно строго ограничено рамками управляемого учебного процесса. Сложность связей и зависимостей этих трех двигательных сил литературного развития особенно ярко проявляется в чтении.

Из тех сил, которые активно воздействуют на развитие способности мыслить словесно-художественными образами, более или менее точному изучению в эксперименте поддается взаимодействие непосредственных художественных впечатлений и теоретических, историко-литературных знаний в организованном учебном процессе. Что касается жизненного опыта, особенно опыта переживаний, и опыта широкого самостоятельного чтения, то эту характеристику учащегося приходится контролировать косвенно, с опорой на длительные наблюдения за школьниками, на данные педагогики, возрастной психологии и на появившиеся в настоящее время социологические исследования духовных и художественных интересов и вкусов учащихся.

Вопрос об адекватности, полноте и субъективном богатстве восприятия литературного произведения изучается в настоящее время с самых различных точек зрения. Здесь изучение восприятия литературного произведения включается в более широкий процесс - в процесс обучения. В изучении используется метод "срезов", однако роль этих "срезов" значительно усложняется, так как они фиксируют в данном случае не один момент (уровень актуального развития), а динамику процесса усвоения знаний и перестройку восприятия изучаемого на уроках литературного произведения. Первые "срезы" отмечают уровень до изучения произведения в классе, затем повторные "срезы" показывают продвижение, перестройку, изменения, происшедшие в восприятии под воздействием обучения. Между двумя контрольными "срезовыми" работами лежит период анализа произведения. Методическая и литературоведческая концепция этого анализа, конкретная система уроков, взаимодействие методов обучения в этой системе, по существу, определяют характер и темп продвижения учащихся.

Страницы: 34 35 36 37 38 39 40 41 42

ШУЛЬЖЕНКО Клавдия Ивановна (1906-84) , российская эстрадная певица, народная артистка СССР (1971). Выступала с 1929, солистка Ленгосэстрады, с 1943 - Всероссийского гастрольно-концертного объединения, позже - Москонцерта. С именем Шульженко связано становление жанра советской эстрадной песни и целая эпоха ее развития. Лучшие песни ее репертуара - "Синий платочек" Е. Петербургского, "Давай закурим" М. Е. Табачникова.

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ (от греч . enkyklios paideia - обучение по всему кругу знаний), научное или научно-популярное справочное издание, содержащее систематизированный свод знаний. Материал в энциклопедии располагается в алфавитном порядке или по систематическому принципу (по отраслям знаний). Различают универсальные (по всем отраслям знаний и практической деятельности), отраслевые, национальные, а также региональные энциклопедии. Крупнейшие универсальные энциклопедические издания: "Энциклопедический словарь" Брокгауза и Ефрона (Россия), "Большая советская энциклопедия" (СССР), "Британская" (Британская энциклопедия) (США и Великобритания), "Американа" (Американская энциклопедия) (США), "Большой Брокгауз" и "Энциклопедический словарь Мейера" (Германия), "Большой Ларусс" (Франция), "Эспаса" (Испания) и др.

АУСГЕЙРССОН (Asgeirsson) Аусгейр (1894-1972) , президент Исландии в 1952-68. В 1931-34 министр финансов, в 1932-34 премьер-министр.