Феномен програмированного обучения Феномен програмированного обученияСтраница 20
Таким образом, к блоку /7 одни учащиеся приходят быстрее, а другие — медленнее, одни идут к нему прямым путем, другие вынуждены сойти с прямой дороги на боковые пути корректирующих ветвей. Структура этих разветвлений должна быть отработана таким образом, чтобы можно было исключить возможность очередной ошибки учащегося. Другими словами, учащийся, который покидает блок КИ, должен хорошо овладеть содержанием области (или областей) понятий, которым он не овладел в блоке И. Практика показывает, что путем тщательной эмпирической проверки программы можно достигнуть этой цели в отношении большинства учащихся. Тот же, кто не сумел справиться с материалом, должен обратиться за помощью к преподавателю.
Аналогичным образом обстоит дело с изучением материала, содержащегося в блоке /7 и КП, однако в этом случае к блоку КП через блок ТП направляются лишь те учащиеся, которые не сумели разрешить проблему, поставленную в блоке П. Они также могут обратиться за помощью к учителю, если, несмотря на наводящие указания, заключенные в блоке КП, они не могут справиться с проблемой. Тот же, кто разрешил проблему, непосредственно переходит ко второй единице программы, исходным пунктом которой обычно является блок И2.
Рассмотренные блоки являются как бы кирпичиками, которыми автор программы может свободно манипулировать, создавая из них программы с различной структурой. В некоторых ситуациях исходным пунктом данной единицы программы может быть и не блок И, а, например, блок /7 или ТИ. В качестве фактора, определяющего ту или другую структуру программы, выступает поставленная дидактическая задача.
• ЗБ • Закрепляющий блок
Стремление устранить существенный недостаток классических программ (какой? Дайте ответ на этот вопрос и сравните его с содержанием объяснения, помещенного с правой стороны этой рамки) легло в основу концепции смешанной программы, которую мы называем блочной программой, разработанной в Варшаве |
Речь идет о недостаточном приобщении учащихся к самостоятельному разрешению задач |
2. Одной из главных особенностей . программы является стремление к насыщению охваченного ею материала ., разрешение которых требует от учащегося значительной самостоятельности, а также рационального использования уже имеющихся знаний с целью получения новых |
блочной проблемами |
3. Другой важной чертой . программы является возможность объединения .„ текстов с текстами программированными, причем эти последние прежде всего выполняют функции . и коррекции |
блочной традиционных контроля |
4. Третьей существенной особенностью . программы является обеспечение учащимся, которым это необходимо, непосредственной помощи со стороны . |
блочной преподавателя |
5. Сущность блочной программы схематически представлена на рис. 4, Внимательно изучите его | |
6, Блочная программа складывается из следующих блоков (приведите их обозначения): ., ., ., ., . |
И, Т И, КИ, П, ТП, К.П |
7. Ознакомлению учащихся с новым материалом в . программе служат прежде всего блоки ,.„ а также . |
блочной И, П |
8. Контроль за степенью овладения учащими ся информацией, охваченной программой, выполняют блоки , и .„ |
ТИ, ТП |
9. В целях возможного восполнения недостатков и пробелов в знаниях, охваченных блочной программой, учащиеся отсылаются к блокам . и . |
КИ,КП |
10. Система блоков, изображенных на схеме (сравните единицы блочной программы, представленные на рис. 4), в разных случаях может быть различной. | |
11. Та или другая последовательность блоков в данной единице блочной программы зависит главным образом от дидактической цели, реализации которой должна служить эта единица | |
12. Если, например, мы стараемся научить учащихся разрешать проблемы определенного типа и если они имеют необходимый для этой цели запас знаний, то исходной точкой данной единицы программы может стать блок . |
П |
13. Стремясь проверить знания учеников по определенной теме, исходным пунктом их работы мы сделаем блок . или . |
ТИ,ТП |
14. Следовательно, в целом можно считать, что блочная программа имеет (жесткую, гибкую) структуру, причем эта структура определяется дидактической ., реализации которой служат отдельные единицы программы Конец блочной программы |
гибкую целью |
САНИТАР (санитарка) , младший медицинский работник без специального образования. Занимается уборкой помещения в лечебно-профилактических учреждениях и гигиеническим уходом за больными.
ПОРОГ , короткий участок реки с относительно большим падением уровня воды и повышенной скоростью течения. Образуется обычно в местах выхода на поверхность трудноразмываемых горных пород.
НИН , в греческой мифологии легендарный основатель Ассирийского царства, эпоним Ниневии. Греки считали его сыном Кроноса, изобретателем военного искусства и покорителем Азии. Согласно легенде, в этом ему помогла его жена Семирамида.