Учебное сотрудничество как средство оптимизации обучения иностранному языку Учебное сотрудничество как средство оптимизации обучения иностранному языкуСтраница 5
Гуманизация требует изменения отношений в системе “учитель- ученик” – установления связей сотрудничества. Подобная переориентация влечёт за собой изменение методов и приёмов работы учителя. Но это ещё не всё.
Приоритетными для учителя становятся знания о взаимоотношении учителя и ученика и реализация этих знаний в процессе взаимодействия с учащимися на уроке.
Гуманизация отношений педагогов, по их мнению, решают следующие взаимосвязанные задачи:
- создание отношений доверия между учителем и учащимися;
- обеспечение сотрудничества критерии решений между участниками учебно-воспитательного процесса;
- актуализация мотивационных ресурсов учения;
- развитие у учителя личностных установок, наиболее адекватных гуманистическому обучению;
- помощь учителям и учащимся в личностном развитии.
В построении гуманистического обучения важную роль играют личностные установки учителя. В качестве основных К. Роджерсом выделяются следующие:
- “открытость” учителя своим собственным мыслям, чувствам, переживаниям, а также способность открыто выражать их в межличностном общении с учащимися;
- выражение внутренней уверенности учителя в возможностях и способностях каждого учащегося; во многом эта установка совпадёт с тем, что принято называть “педагогическим оптимизмом”, “опорой на дополнительные качества воспитанника”;
- видение учителем поведения учащегося, оценка его реакций, действий, поступков с точки зрения самого учащегося; это- так называемое “эмпатическое понимание”, которое во время общения с учащимися позволяет учителю, говоря словами американского ученого- педагога К. Роджерса, “постоять в чужих туфлях”, посмотреть на всё вокруг и на себя в том числе, глазами детей (2).
Таким образом, в ситуациях, при которых учитель понимает и принимает внутренний мир своих учеников, естественно ведет себя, и, в соответствии со своими внутренними переживаниями, доброжелательно относится к учащимся, он создает все необходимые условия для гуманистического общения.
§2.О взаимодействии учителя и учащихся на уроке иностранного языка.
Известно, что эффективность учебного процесса во многом определяется умением учителя организовать педагогическое общение с учеником. Поэтому методологические аспекты педагогического общения являются объектом тщательного изучения, которое проводят многие психологи и педагоги (Ш.А.Амонашвили, И.А.Зимняя, В.А.Кан-Калик, А.А.Леонтьев и др.). В психолого-методической литературе рассматриваются также различные вопросы учебного сотрудничества в процессе обучения. и.л. (М.А.Ариян, И.Л.Бим, А.С.Карпова, Г.А.Китайгородский, Е.И.Пассова, Г.В.Роговой, А.А.Тюкова и др.). Учёными и учителями накоплен богатый теоретический и практический опыт оптимальной организации учебного процесса.
ИПАТОВО , город (с 1979) в Российской Федерации, Ставропольский кр., на р. Калаус. Железнодорожная станция. 26,9 тыс. жителей (1992). Пищевая, швейная промышленность.
ОСБОРН (Osborn) Генри Фэрфилд (1857-1935) , американский биолог, иностранный член-корреспондент АН СССР (1925; иностранный член-корреспондент РАН с 1923). Труды по палеонтологии позвоночных и истории эволюционного учения. Предложил (1931) близкую к неоламаркизму концепцию эволюции - т. н. аристогенез.
ГУБАЙДУЛИНА София Асгатовна (р . 1931), российский композитор, заслуженный деятель искусств России (1990). В творчестве использует современные средства выразительности, в т. ч. нетрадиционный состав инструментов. Кантаты "Ночь в Мемфисе" (1968), "Посвящение Марине Цветаевой" (1984), симфония "Слышу... умолкло..." (1986) и другие произведения для оркестра, инструментальные концерты, музыка к кинофильмам и др.