Урок - основная форма организации обучения в современной школе
Урок - основная форма организации обучения в современной школе
Страница 9

Групповая деятельность учащихся на уроке складывается из следующих элементов:

1. Предварительная подготовка учащихся к выполнению группового задания, постановка учебных задач, краткий инструктаж учителя.

2. Обсуждение и составление плана выполнения учебного задания в группе, определение способов его решения (ориентировочная деятельность), распределение обязанностей.

3. Работа по выполнению учебного задания.

4. Наблюдение учителя и корректировка работы группы и отдельных учащихся.

5. Взаимная проверка и контроль за выполнением задания в группе.

6. Сообщение учащихся по вызову учителя о полученных результатах, общая дискуссия в классе под руководством учителя, дополнение и исправление, дополнительная информация учителя и формулировка окончательных выводов.

7. Индивидуальная оценка работы групп и класса в целом.

Успех групповой работы учащихся зависит прежде всего от мастерства учителя, от умения его распределять свое внимание таким образом, чтобы каждая группа и каждый ее участник в отдельности ощущали заботу учителя, его заинтересованность в их успехе, в нормальных плодотворных межличностных отношениях. Всем своим поведением учитель обязан выражать заинтересованность в успехе как сильных, так и слабых учащихся, вселять уверенность им в своих успехах, проявлять уважительное отношение к слабым ученикам.

Достоинства групповой организации учебной работы учащихся на уроке очевидны. Результаты совместной работы учащихся весьма ощутимы как в приучении их к коллективным методам работы, так и в формировании положительных нравственных качеств личности. Но это не говорит о том, что эта форма организации учебной работы идеальна. Ее нельзя универсализировать и противопоставлять другим формам. Каждая из рассмотренных форм организации обучения решает свои специфические учебно-воспитательные задачи. Они взаимно дополняют друг друга.

Групповая форма несет в себе и ряд недостатков. Среди них наиболее существенными являются: трудности комплектования групп и организации работы в них; учащиеся в группах не всегда в состоянии самостоятельно разобраться в сложном учебном материале и избрать самый экономный путь его изучения. В результате, слабые ученики с трудом усваивают материал, а сильные нуждаются в более трудных, оригинальных заданиях, задачах. Только в сочетании с другими формами обучения учащихся на уроке — фронтальной и индивидуальной — групповая форма организации работы учащихся приносит ожидаемые положительные результаты. Сочетание этих форм, выбор наиболее оптимальных вариантов этого сочетания определяется учителем в зависимости от решаемых учебно-воспитательных задач на уроке, от учебного предмета, специфики содержания, его объема и сложности, от специфики класса и отдельных учеников, уровня их учебных возможностей и, конечно, от стиля отношений учителя и учащихся, отношений учащихся между собой, от той 'верительной атмосферы, которая установилась в классе постоянной готовности оказывать друг другу помощь.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12 13

ЖЕРМЕН (Germain) Теодор (р . 1920), французский физик, непременный секретарь Института Франции, иностранный член РАН (1991; иностранный член АН СССР с 1988). Возглавлял Национальное управление по аэронавтике (1962-67). Труды по теории сверхзвуковых и околозвуковых течений, ударным волнам, магнитной гидродинамике, динамике плазмы.

ТРЕТЬЯК Владислав Александрович (р . 25 апреля 1952, село Орудьево Дмитровского района Московской области), российский спортсмен (хоккей с шайбой); заслуженный мастер спорта (197..1), вратарь команды ЦСКА (1969-84) и сборной СССР (1970-84). Чемпион Олимпийских игр (1972, 1976 и 1984), мира (1970-71, 1973-75, 1978-79, 1981-83), Европы (1970, 1973-75, 1978-79, 1981-83), СССР (1970-73, 1975, 1977-84). Обладатель Кубка Канады (198..1).Спасибо ТарасовуС ранних лет бегал на лыжах, занимался легкой атлетикой и плаванием. В хоккейную школу ЦСКА его привела мать (преподаватель физкультуры), в молодости игравшая в хоккей с мячом за команду "Металлург". В школе он прошел жесткий отбор - на одно место претендовало до 20 ребят. Тренера А. В. Тарасова поразило бесстрашие, с которым мальчик бросался на летящую с огромной скоростью шайбу. В 17 лет Третьяк играл за ЦСКА на чемпионате СССР."Русское чудо"Команда с участием Третьяка выиграла 13 чемпионатов страны из 16; сборная СССР трижды победила на Олимпийских играх (1972, 1976, 1984) и 10 раз на чемпионатах мира (1970-83). После знаменитой серии матчей с канадскими профессионалами (1972) канадцы назвали его "русское чудо". Отличался удивительной интуицией, предвидением хода событий на площадке. Спокойствие и уверенность Третьяка заставляли нервничать соперников и удваивали силы партнеров. Чем труднее был матч, тем надежнее защищал ворота Третьяк.16 лет в маскеЕго преданность любимому делу была фантастической. За 16 лет спортивной карьеры (1969-84) не пропустил ни одной тренировки. Сыграл 482 матча в чемпионатах СССР и 117 матчей на чемпионатах мира и Олимпийских играх, пять раз признавался лучшим хоккеистом СССР (1974-76, 1981, 1983), трижды - лучшим хоккеистом Европы (1981-83), дважды - лучшим вратарем на чемпионатах мира (1981 и 1983). С отличием окончил Московский областной государственный институт физкультуры (1976). Способствовал популяризации хоккея с шайбой, был одним из активистов Всесоюзного клуба "Золотая шайба", проводящего соревнования среди дворовых команд. В 1975 награжден орденом "Знак Почета", в 1984 орденом Ленина.Литература:Снегирев В. И. Владислав Третьяк. М., 1978.Тарасов А. В. Настоящие мужчины хоккея. М., 1987.В. И. Линдер

ЖАБОТИНСКИЙ Леонид Иванович (р . 28 января 1938, село Успенка Краснопольского района Сумской области), украинский спортсмен (тяжелая атлетика); заслуженный мастер спорта (1964). Двухкратный чемпион Олимпийских игр (1964, 1968) в тяжелом весе; чемпион мира (1964-66, 1968), Европы (1966, 1968), СССР (1964-69). Рекордсмен мира (1963-70). Разносторонний атлет Юность провел в Харькове. Увлекался боксом, борьбой, легкой атлетикой, в 19 лет стал мастером спорта по толканию ядра и бронзовым призером чемпионата Украины. После окончания 7 классов работал на Харьковском тракторном заводе, занимался в секции тяжелой атлетики под руководством тренера М. П. Светличного. Дебютировал в чемпионате Украины (1957) и, набрав в сумме троеборья (рывок, толчок, жим) 415 кг, занял третье место. В 1957 поступил в Харьковский педагогический институт (окончил в 1964). Противоборство На первенстве СССР в Днепропетровске (1961) впервые набрал в троеборье 500 кг и занял второе место в тяжелом весе. Вскоре стал основным конкурентом олимпийского чемпиона и мирового рекордсмена Ю. Власова. В 1963 установил первый мировой рекорд (в рывке 165 кг), вошел в состав сборной СССР и стал третьим призером чемпионата мира в Стокгольме. На Олимпийских играх в Токио (1964), в острейшем соперничестве с Власовым (японские газеты писали: "Кто не видел поединка Власова и Жаботинского - не видел Олимпиады") установил олимпийские рекорды в сумме троеборья (517,5 кг) и рывке (167,5), мировой рекорд в толчке (217,5 кг) и, опередив конкурента на 2,5 кг, стал чемпионом. Через четыре года в Мехико (1968) вновь не имел себе равных (в отсутствии Власова), опередив серебряного призера в сумме троеборья на 17,5 кг. Последние рекорды После четырехлетнего перерыва (1969-73), перенеся тяжелую болезнь и операцию, сумел вернуться в "большой спорт". В 1973 выиграл Кубок СССР и установил мировой рекорд (рывок, 183,5 кг). Последний свой мировой рекорд установил в 1974 на чемпионате Вооруженных сил (рывок, 185,5 кг). Несколько лет был тренером сборной Вооруженных сил. В 1987-91 работал военным советником на Мадагаскаре. В 1991 уволился в запас в чине полковника.