Теоретические основы формирования мировоззренческой устойчивости в средней школе
Теоретические основы формирования мировоззренческой устойчивости в средней школе
Страница 16

Наиболее общим элементом физического знания служат основные идеи, принципы, гипотезы, относящиеся не только к отдельным теориям и областям физических явлений, но и ко всему объекту физического познания.

Совокупность основных идей, принципов и гипотез определяет главные черты физического познания, создает физическую картину мира, т.е. идеальную модель природы, определяющую стиль физического мышления на данном историческом этапе.

Теоретические законы отличаются от эмпирических гораздо большей степенью общности и включают теоретические понятия, более отдаленные от непосредственного опыта.

Остановимся подробнее на физической теории, т.к. в последнее время роль теории значительно возросла.

Физическая теория имеет следующие структурные части: основание, ядро, следствие. Основание включает в себя эмпирический базис, идеализированный объект, физические величины.

Эмпирический базис теории образуют факты, устанавливаемые в результате наблюдений и опытов, необъяснимых существующей теоретической системой и вступающих в конфликт с ее основными положениями. В результате возникает потребность в новой теории. Например, теории Бора о строении атомов возникла потому, что ряд опытных фактов невозможно было объяснить на основе классической механике Ньютона и электродинамике Максвелла (устойчивость атома, линейчатые спектры излучения атомов).

Идеализированный объект физической теории представляет абстрактную модель, воплощающую в себе сложнейшее свойство, глубинные особенности исследуемого объекта (материальная точка, идеальный газ, осцилятор и т.д.).

Физическая величина – специфическая для каждой теории. Служит количественной характеристикой физических свойств тел и физических явлений (масса, сила, потенциал и т.д.).

Ядро физической теории составляет система общих законов, выражаемых в математических уравнениях, постулатах, принципах.

Следствия – применение системы уравнений теории для конкретных случаев.

Теоретический уровень познания завершается формированием знаний о физической картине мира. (Механическая картина мира, электродинамическая картина мира, квантовая картина мира).

Рассмотрев структуру физического знания, необходимо отметить конкретно, что учащиеся должны знать по окончании курса физики о физической величине, физическом явлении, физическом законе, физической теории.

Страницы: 12 13 14 15 16 17 18 19 20

АПЕЛЛА (Apella) , народное собрание в Спарте; высший орган власти, но его решения, признававшиеся герусией или царем вредными, отменялись. Собиралось ежемесячно на открытом месте; голосовали криком.

ЭМАНАЦИЯ (от позднелат . emanatio - истечение, исхождение), центральное понятие неоплатонизма, означающее переход от высшей онтологической ступени универсума (Единое) к низшим, менее совершенным. Эманация как убывание бытия противоположна восходящему развитию, совершенствованию.

ШУЛЬЦ (Shulz) Джордж Прат (р . 1920), государственный деятель США, политик, экономист. В 1972-74 министр финансов в администрации Р. Никсона. В 1980-82 советник по экономическим вопросам президента Р. Рейгана. В 1982-89 государственный секретарь США в администрации Р. Рейгана.