Теоретические основы формирования мировоззренческой устойчивости в средней школе
Теоретические основы формирования мировоззренческой устойчивости в средней школе
Страница 19

Можно выделить следующие уровни систематизации знаний: уровень научных фактов, научных понятий, законов, теорий, физической, естественнонаучной, общей научной картины мира.

Огромную роль в систематизации знаний играют уроки обобщения. Практика показывает: несмотря на то, что уровень овладения отдельными умениями высок, учащиеся испытывают затруднения на уроках. Дело в том, что здесь нужно усвоить обширный по всему объему материал, выделить несколько линий для сопоставления и сравнения. Частично эти затруднения снимаются при использовании групп демонстрации, кино и диафильмов, составления схем и таблиц.

Составление схем и таблиц обобщающего характера дает возможность учащимся более эффективно обобщать, систематизировать знания, понимать взаимосвязь между изученными фактами, явлениями. При этом схемы и таблицы должны способствовать активизации мыслительной деятельности учащихся, быть четкими. И по возможности должны быть составлены самими учащимися.

Для обобщения и систематизации целесообразно отбирать такой учебный материал, обобщение которого позволяет:

- облегчить процесс усвоения знаний учащимися при изучении последующих тем школьного курса физики;

- расширить мировоззрение учащихся;

- осуществить межпредметные связи;

- выявить физические принципы и технические особенности применения явлений, теорий и закономерностей на практике.

В основу обобщения и группировки материала при повторении следует положить основные физические характеристики явлений или способы их описания. В курсе физики есть разделы, объединяющие физические явления различной природы одинаковыми способами их описания.

Девятиклассникам после изучения кинематики полезно предложить обобщить знания о скорости и ускорении, а десятиклассникам после прохождения электростатики – систематизировать сведения о поле точечного заряда и об однородном поле. В таких условиях ученик не может ограничиться простым пересказом одного или нескольких параграфов учебника. Ответ на такой вопрос требует от него активной работы мысли: нужно из материала целой темы выделить лишь тот, который относится непосредственно к заданию, затем привести в систему, логически связав отобранные сведения.

Велика роль обобщающих занятий при закреплении знаний по основным разделам школьного курса физики.

Итак, на обобщающем уроке учащиеся должны ответить на такие вопросы, или же повторить данную тему или раздел по вопросам:

1. Что называется наукой?

2. Что такое физика?

3. Что является предметом и объектом исследования данного раздела?

4. Какие методы исследования в нем используются?

5. Основные физические величины.

6. Основные физические законы.

7. Основные единицы измерения.

8. Фундаментальные физические опыты раздела.

9. Физическая теория (ее основание, ядро, следствия).

10. Практическое использование законов данного раздела.

Таким образом, одним из основных направлений, вокруг которого проводится повторение и закрепление знаний, является систематизация знаний в соответствии с циклом теоретического познания, а также использование схемы этого цикла для сравнения, сопоставления изучаемых явлений, законов, теорий (Приложение 4).

Страницы: 15 16 17 18 19 20 21 22

РИОЛИТ (липарит) , эффузивная горная порода со стекловатой основной массой и порфировыми вкрапленниками кварца, санидина, плагиоклаза, биотита; излившийся аналог гранита. К группе риолитов относятся обсидиан, пемза, пехштейн. Плотность 2140-2590 кг/м3. Строительный материал и декоративный камень.

ЕГИПТОЛОГИЯ , область востоковедения, изучающая язык и письмо, историю, культуру и археологические памятники Др. Египта.

КУТИН , воскоподобное вещество, выделяемое эпидермисом листьев растений. Препятствует потере воды поверхностью листа. По химической природе - смесь высших жирных кислот и их эфиров.