Творческие задания и их роль в формировании познавательных интересов младших школьников на уроках
Творческие задания и их роль в формировании познавательных интересов младших школьников на уроках
Страница 39

В том понимании творческого диктанта, в каком его дает вслед за М.В. Ушаковым Т.А. Ладыженская, творческое начало в деятельности учащихся во время диктанта выражено достаточно ясно. Учащиеся поставлены в такие условия, в которых они должны самостоятельно подбирать слова и строить конструкции, вставлять их в нужном месте диктуемого текста, решать вопросы о написании слов и расстановке знаков препинания, причем в условиях довольно ограниченного времени.

Творческий диктант можно использовать при изучении имен прилагательных. Задание – написать диктуемый текст, вставляя, где нужно, прилагательные. Например:

Незаметно прошло (жаркое) лето. По небу поплыли (серые) тучи. Как сквозь сито, засеял из них (холодный) дождь. На поверхности луж плавают (разноцветные) листья. В кустах готовится к зиме (колючий) ежик. Он натаскал в ямку траву, листья, мох, устроил себе (теплое) гнездо. Ветер шуршит (сухими) листьями. Всю землю скоро покроет (белый) снег.

2. Конструирование предложений с определённым грамматическим заданием: с данными словами или словосочетаниями; предложений заданных типов; по заданной схеме; по предложенному началу; на определённую тему в сочетании с каким-либо грамматическим заданием и т.п. Например, задание: составить предложение так, чтобы оно являлось продолжением данного предложения: «Какой забавный у меня щенок! ¼ »; «Летом я отдыхал в деревне. ¼ ».

3. Самостоятельное составление сопоставительных и систематизирующих таблиц по материалу ряда уроков или целой темы программы.

4. Изложение содержания предложенного текста с теми или иными элементами творческого характера: реконструирование текста, дополнение текста, высказывание собственных суждений и т.п.

5. Устный рассказ на определённую тему. Иногда его называют сочинением-рассказом или устным сочинением. Работа такого рода отличается от сочинения главным образом своей устной формой и меньшим объёмом.

6. Сочинение-миниатюра с грамматическим заданием. Такие сочинения могут проводится на уроке по картинке, по теме, указанной учителем, или по теме, избранной самими учащимися.

7. Сочинение на грамматическую тему, охватывающее целый раздел или тему программы (например, «сложное предложение», «Глагол» и т.д.). Такие «сочинения» способствуют более сознательному отношению учащихся к теоретическому материалу по грамматике и правописанию, помогают систематизировать и обобщать его и одновременно способствуют развитию письменной речи учащихся.

8. Сочинения, связанные с овладением деловой письменной речью: письмо, заметка в газету, отзыв о книге, рецензия на ответ или сочинение товарища и т.п.

Страницы: 35 36 37 38 39 40 41 42 43

АЛЬБРЕХТ БРАНДЕНБУРГСКИЙ (Albrecht von Brandenburg) (1490-1568) , последний гроссмейстер Тевтонского ордена (с кон. 1510); в 1525, обратив земли ордена в светское герцогство, стал первым герцогом Пруссии.

ВРАНГЕЛЯ ОСТРОВ , на границе Восточно-Сибирского и Чукотского морей, в составе Российской Федерации. Площадь ок. 7,3 тыс. км2. Высота до 1096 м. Арктическая тундра. Полярная станция (с 1926). Заповедник Остров Врангеля (с 1976, белый медведь, белый гусь, моржи, мускусный бык). Населенные пункты - Ушаковское, Звездный. Назван по имени Ф. П. Врангеля.

ПРОХОРОВЫ , российские предприниматели. Василий Иванович, из крестьян, основал в 1799 в Москве текстильную фабрику - Трехгорную мануфактуру. В 1843 был основан Торговый дом "Бр. И., К. и Я. Прохоровы". В 1874 Иван Яковлевич создал "Товарищество Прохоровской Трехгорной мануфактуры". Предприятия Прохоровых национализированы в 1918.