Творческие задания и их роль в формировании познавательных интересов младших школьников на уроках
Творческие задания и их роль в формировании познавательных интересов младших школьников на уроках
Страница 35

При закреплении материала по русскому языку творческие элементы в таких работах могут проявляться как в теоретическом анализе языкового материала, сравнении и сопоставлении одних грамматических явлений с другими, компоновке материала и т.д., так и в непосредственных практических действиях по преобразованию объекта – замена одних форм и конструкций другими, творческом дополнении предложенных конструкций и т.п.

По соотношению элементов воспроизводящего и творческого характера в деятельности учащихся при выполнении воспроизводяще-творческих работ правомерно выделить в них такие три подгруппы: I. работы на преобразование объекта, II. на многозначное практическое применение, III. комбинированные работы.

I. Работы на преобразование в практике обучения русскому языку находят широкое применение. Творческое начало проявляется здесь в действиях учащихся преобразующего, реконструктивного характера. Это относится как к заданиям, связанным с изучением теоретического материала, так и к заданиям практического плана, направленным на выработку умений и навыков. Задания второго вида при закреплении материала по русскому языку, как и по некоторым другим предметам, являются преобладающими.

Из работ на преобразование, использующихся при закреплении теоретической части той или иной темы, можно назвать такие, как ответы учащихся на отдельные вопросы, требующие аргументации, доказательства, раскрытия смысловых связей; составление развернутого плана по содержанию той или иной изучаемой на уроке темы; последовательное самостоятельное изложение изученного на уроке материала с выделением основных теоретических положений и правил; сопоставительные характеристики грамматических явлений и категорий. Например, такое задание: объяснить, нужна ли запятая перед союзом «и» и почему.

Вспыхнул костер, и яркое пламя осветило лица людей. «Это предложение сложное, т.к. есть две грамматические основы. Простые предложения в составе сложного всегда разделяются запятой, следовательно, в этом предложении перед союзом «и» ставится запятая».

К работам на практическое преобразование целесообразно отнести следующие.

1. Различного рода реконструирование предложений: с перестановкой частей предложения; с вводом нужных слов или словосочетаний. выбираемых из предложенного материала или самостоятельно; составление предложений какого – либо типа по данному началу и т.д. Например, такое упражнение. Задание: Спишите предложения, вставляя вместо точек подходящие по смыслу прилагательные: тяжелый, легкий, жаркий, горячий, холодный.

1. . сумка оттягивала мне плечо. 2. На небе появилась . туча. 3. По реке скользила . лодочка. 4. Летом нужна . одежда. 5. Стояло . лето. 6. Между товарищами разгорелся . спор. 7. С моря дул . ветер. 8. В роднике даже в жару была . вода.

Страницы: 31 32 33 34 35 36 37 38 39

ГОТТЕНТОТСКИЕ ЯЗЫКИ , семья койсанских языков. Включает группы кхой (нама, кора, гриква), нхауру (или нарон), кве (демиса, чумакве-шуакве), чу (хиочу-вау и хаичу-вау), сандаве. Большинство готтентотских языков бесписьменные или младописьменные.

ШПИНЕЛЬ Иосиф Аронович (1892-1980) , российский художник, заслуженный деятель искусств России (1940). Оформил фильмы: "Ночной извозчик", "Арсенал" (оба 1929). "Пышка", "Петербургская ночь" (оба 1934), "Александр Невский" (1938), "Иван Грозный" (1945, 1958) и др. Профессор ВГИКа (с 1965). Государственная премия СССР (1951).

ВЕРХУВЕН (Verhoeven) Пауль (р . 1938), нидерландский кинорежиссер. Начинал карьеру как документалист, в 1971 дебютировал в игровом кино. Удачно сложился его творческий союз с актером Рутгером Хауэром. Известность принесла ему эротико-сатирическая комедия "Турецкое наслаждение" (1973), международное признание - масштабный псевдоисторический боевик "Плоть + Кровь" (1985), открывший ему дорогу в Голливуд, где были сняты "Робокоп" (1987), "Вспомнить все" (1990), эротический триллер "Основной инстинкт" (1992).