Творческие задания и их роль в формировании познавательных интересов младших школьников на уроках Творческие задания и их роль в формировании познавательных интересов младших школьников на урокахСтраница 45
Говоря о необходимости проведения, например, цикла письменных работ нарастающей трудности, В.А. Добромыслов отмечал: «Подбирая упражнения, необходимо иметь в виду цель, которая должна быть достигнута. Эта цель заключается в том, чтобы школьники научились свободно и правильно пользоваться изученными формами и оборотами речи в соответствующих высказываниях, соблюдая орфографические и пунктуационные правила, связанные с используемыми категориями в письменной речи. Достижение этой цели требует ряда упражнений в определённой последовательности, начиная от более лёгких и кончая трудными».[8]
Проследим это на примере выполнения учащимися начальных классов письменных творческих работ на уроках русского языка (см. табл.[9] № 1).
К самостоятельному применению усваиваемых знаний, умений, навыков в работах творческого характера опытные учителя готовят учащихся постепенно, планомерно, с учётом их возрастных особенностей и подготовленности. Самостоятельному составлению, например, сочинений, требующих от школьников свободного письменного изложения своих мыслей, предшествует предварительное выполнение ими многочисленных упражнений, в которых количество элементов самостоятельной творческой деятельности постепенно увеличивается.
Проследим это на примере системы упражнений учительницы начальных классов школы № 30 Г.А. Гутниковой.2 На наш взгляд, эта система действительно построена по принципу от простого к сложному, от воспроизводяще-творческой деятельности учащихся к творческой. При выполнении этих упражнений учащиеся должны постепенно подводится к выполнению собственно творческих заданий.
1. Подготовка и запись предложений по картинке с грамматическим заданием.
2. Составление и запись предложений по картинке на определённую тему.
3. Подготовка и запись ответов на вопросы на основе рассмотрения картины.
Таблица № 1
I класс | II класс | III класс | |
1. |
Подготовка ответов на вопросы, объединённые темой. |
Разделёние текста небольшой статьи (с помощью учителя) на законченные по смыслу части; формулирование заголовков к ним в форме вопросов или повествовательных предложений. |
Самостоятельное составление плана прочитанной статьи, рассказа. |
2. |
Составление предложений, объединённых одной темой. |
Составление предложений на основе наблюдения природы, общественных явлений, процессов труда. |
Самостоятельное составление и запись предложений по вопросам учителя, на основе наблюдения природы, процессов труда. |
3. |
Составление предложений по сюжетам картины. |
Составление и запись рассказа по нескольким картинам на основе коллективно составленного плана. |
Составление и запись рассказа по одной картине и по отдельным эпизодам кинофильмов, оценкам детских спектаклей. |
4. |
Изложение (под руководством учителя) текста в 30–40 слов по 2–3 готовым вопросам или данному плану. |
Изложение текста в 40–60 слов по плану (3–6 пунктов), составленному коллективно под руководством учителя. |
Изложение текста в 70–90 слов по плану, составленному учащимися самостоятельно. |
5. |
Составление и запись рассказа (под руководством учителя) о своих играх, забавах, работе. |
Самостоятельное составление и запись рассказа о детских играх, забавах, работе, прогулке, а также по наблюдениям за природой и трудом людей. |
Самостоятельное составление и запись рассказа о случае из своей жизни с элементами рассуждений, об экскурсии, жизненных наблюдениях, о работе. |
АБЭ Кобо (1924-93) , японский писатель. В романах-притчах "Женщина в песках" (1962), "Чужое лицо" (1964), "Сожженная карта" (1967) - нравственно-философская проблематика, мотивы безысходности, трагического одиночества в современном мире; в гротескно-фантастическом романе "Человек-ящик" (1973), "Ковчег "Сакура"" (1984) и в пьесах ("Мужчина, превратившийся в дубинку", 1960; и др.), не свободных от элементов рационалистического анализа, - тотально враждебный миру герой, усиление социально-критических тенденций.
"ДЕГЕНЕРАТИВНОЕ ИСКУССТВО" (от нем . Entartete Kunst), уничижительный термин, которым власти фашистской Германии обозначили авангардистские направления и вообще весь художественный нонконформизм, отграничив их таким образом от официального "Третьего Рейха искусства" и закрепив это одиозное название на одноименной "разоблачительной" выставке 1937 в Мюнхене. Создатели "дегенеративного искусства", среди которых оказались едва ли не все ведущие мастера немецкой изо-культуры, подвергались репрессиям.
ВЫХОДНОЕ ПОСОБИЕ , по российскому праву денежная сумма, выплачиваемая рабочему или служащему при увольнении по определенным основаниям (в связи с сокращением штатов, призывом на военную службу, восстановлением на работе рабочего или служащего, ранее выполнявшего эту работу, и т. д.).