Сущность и содержание воспитания Сущность и содержание воспитанияСтраница 6
2. Парадигмы воспитания.
Можно описать воспитание как «процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности в целях подготовки ее к производственной, общественной и культурной деятельности. Тесно связано с образованием и обучением»6. Несмотря на дальнейшее идеологическое продолжение, с таким определением сложно спорить. Поэтому попытаемся его понять.
Следует сразу отделить два различных понятия – воспитание как процесс и воспитание как результат. Часто говорят, что кто-либо хорошо или плохо воспитан, получил такое или иное воспитание, подразумевая под этим суммарный результат, полученный в результате воспитательного процесса (тут воспитание смыкается с понятием образования). Но в воспитании решающее значение имеет не достигаемая цель, а способ ее достижения.
Человек подвергается воспитанию с самого рождения и практически до самой смерти. Хотя сила этого воспитательного воздействия, естественно, изменяется в зависимости от возраста, социального положения и статуса и так далее. Педагогика как наука о воспитании на текущий момент имеет в своем арсенале четыре парадигмы, согласно которым осуществляется воспитательный процесс7 – педагогическую, андрологическую, акмеологическую и коммуникативную. Каждая из них находит свое применение в определенных условиях. Далее предпринята попытка выделить смысл воспитания при применении каждой парадигмы. При этом под смыслом понимается тот результат, который реально достигается в результате применения парадигмы, а не планируемый результат, который хотелось бы видеть.
Что же собственно является результатом воспитания? Так как в процессе воспитания происходит формирование определенных отношений индивида с окружающим его обществом, допустимо будет сказать, что результатом воспитания является личность. Под личностью здесь понимается совокупность социально значимых особенностей конкретного человека. Смысл воспитания, таким образом, это воспитание такой личности, которая бы гармонично влилась бы в общество.
2.1. Педагогическая парадигма
Концепция педагогической парадигмы состоит в том, чтобы воспитать человека с использованием внешней системы принуждения, кнутом и пряником. При этом считается, что воспитуемый не может осознать смысла воспитания, оценить его необходимость в процессе воспитания, поэтому единственным способом достижения поставленной задачи является принуждение.
Конечно, маленький ребенок, личность которого находится в процессе становления, действительно не способен самостоятельно отделять агнцов от козлищ. Но внутреннее противоречие педагогической парадигмы с точки зрения автора заключается в том, что, воспитывая принуждением, мы говорим о свободе творчества. Нельзя воспитать свободную личность, если в процессе воспитания нет свободы.
ГЕНЕРАЛ-ФЕЛЬДЦЕЙХМЕЙСТЕР , главный начальник артиллерии в российской, прусской (до 1757) и германской (19 - нач. 20 вв.) армиях.
ЗУБР , парнокопытное животное семейства полорогих. Длина до 3 м, весит до 900 кг (иногда до 1,2 т). Обитал в лесах Европы. В 1-й четв. 20 в. был истреблен, сохранился лишь в зоопарках (48 голов). Для восстановления и поддержания поголовья во многих странах созданы питомники. В кон. 1980-х гг. в мире насчитывалось ок. 2900 чистокровных зубров, из них ок. 1500 находилось на вольном содержании; ок. 1000 зубров - в России, главным образом на Сев. Кавказе и в Белоруссии (в Беловежской Пуще). В Красной книге Международного союза охраны природы и природных ресурсов (МСОП). Гибрид зубра с бизоном - зубробизон.
ТАЙНЕН (Tynan) Кеннет (1927-80) , английский драматург и театральный критик. Одна из крупнейших фигур контркультуры 1960-х гг. Наиболее известна его пьеса "О, Калькутта!" (1969, поставлена в США).