Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Страница 12

Много внимания уделяется проблемам практического синтеза, в зарубежной педагогической литературе. Большое место в них отводится вопросам содержательной интеграции (551, 552, 554, 555, 560, 585 и др.). Так, А.Блюм (554), рассматривая различные степени интеграции содержания обучения, выделяет координированные, комбинированные и амальгированные программы. Координированные программы предполагают такое построение, когда знания из одной области основываются на знаниях, взятых из другой области. Например, на уроке истории при рассмотрении темы "Англия в середине Х1Х века" возможно использование материалов из произведений Диккенса. Другой вариант - максимальное сближение во времени уроков с указанной тематикой. По сути речь здесь идет о межпредметных связях, реализуемых в форме фрагментарного обращения к общей проблематике в различных областях знания, что не в полной мере отвечает потребностям формирования целостного мировоззрения. Более эффективны в этом отношении комбинированные программы различных модификаций: а) "расширенная междисциплинарная программа"; б) "связующая программа"; в) "последовательная программа". "Расширенная междисциплинарная программа" - продукт комбинации нескольких предметов в один. В качестве примера можно привести предмет "Социальные дисциплины", включающий в себя историю, географию, экономику, социологию, правоведение, антропологию. "Связующая программа" предполагает слияние нескольких дисциплин в одну, но строится на основе одного системообразующего предмета. В качестве примера может служить в данном случае "Последовательный математический проект", созданный на основе математики; учебный материал естественных и общественных дисциплин изложен в виде математических систем с логическим анализом и кодированием информации. Математика также служит для организации данных этих дисциплин в числовых, символических и графических формах. В "последовательной программе" доминирует логический подход: в ней одна тема последовательно следует одна за другой. Например, в процессе изучения истории города возникают вначале экономические проблемы, за ними - географические, экологические и т.д. Одной из форм реализации "последовательной программы" является так называемый интегрированный учебный день. Большое распространение получили за рубежом "крупноблочные" "комбинированные программы", создаваемые на основе межпредметных тем. Например, курс "Плавание в биологии и технике", объединяющий в себе спорт, биологию, физику и технику. (Институт педагогики в Кьеле (ФРГ).

Наиболее высокой степенью интегрированности обладают амальгамированные программы. В их основу положено не координация или комбинирование отраслей знаний, а максимально приближенные к условиям реальной жизни проекты. Например, проект игровой площадки, развития утопического общества и т.п. В качестве проекта -идеи может выступить одна из самых серьезных социальных проблем современного мира - отчуждение. При этом важно ее рассмотрение по меньшей мере с двух точек отсчета - с точки зрения преобладающих социальных ценностей, излагаемых в публицистике и с позиций трактовок, предлагаемых в художественной литературе.

Страницы: 8 9 10 11 12 13 14 15 16

АНГЛО-ЕГИПЕТСКИЙ ДОГОВОР 1936 , о дружбе и союзе. Несколько расширив самостоятельность Египта во внутренних и внешних делах, сохранил основные военные позиции Великобритании в Египте. Денонсирован Египтом в 1951; Великобритания признала его отмену в 1954.

БЕРБЕРЫ (самоназвание - амахаг) , группа народов (тамазигхт, риф, шильх, туареги, кабилы, шауйя и др.), коренное население Сев. Африки, Центрального и Зап. Судана. 11,52 млн. человек (1992). Говорят на берберо-ливийских языках. По религии - в основном мусульмане-сунниты.

ДЖАВАХИШВИЛИ (псевд . Адамашвили) Михаил Саввич (1880-1937), грузинский писатель. Сатирические, с элементами гротеска романы "Квачи Квачантирадзе" (1924), "Гиви Шадури" (1928), изображающие крушение старого мира. Исторический роман о крестьянском движении нач. 19 в. "Арсен из Марабды" (1932). Репрессирован; реабилитирован посмертно.