Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Страница 244

В целом , можно отметить, что данное комплексное исследование является удачным примером применения количественных методов для проникновения в сущность процесса воспитания с помощью интегральных характеристик его объекта - человека во всем богатстве складывающихся его мироотношений.

Выводы по главе:

1. Интегративно-педагогическая деятельность представляет собой целостную систему, включающую в себя организованную совокупность конституирующих, структурных и содержательных показателей; ее функционирование обусловлено наличием движущих сил, механизмов и технологической инфраструктуры, вбирающей в себя условия, средства (способы, приемы), "технологическую цепочку": организационно-информационное обеспечение; постановка целей ИПД; определение эвристико-методологических оснований; выбор системообразующего фактора; отбор структурно- морфологических показателей; создание интегративно-педагогических новообразований; корректировка и регулировка текущих результатов интегративно-педагогического процесса; проверка качества интегративно-педагогической деятельности.

2. Существуют различные варианты выявления моделей интегративно-педагогической деятельности. Так, с опорой на известную классиикацию моделей педагогической деятельности (Л.А.Беляева), нами выделяются теоцентрическая, социоцентрическая и натуроцентрическая модели ИПД. Важнейшим их отличительным признаком является характер базисного компонента, выполняющего системообразующую функцию по отношению к другим. Теоретическая модель в качестве интегрирующего стержня, вокруг которого должны "вращаться педагогические средства" (выражение Дж.Дьюи), выступает понимание человека как продукта божественного творения, инобытия абсолютного духа. Соответственно, центральной задачей воспитания становится синтез человеческого и Божественного. Из чего христианские педагоги выводят принцип взаимодополнительности образования и религии: образование, отделенное от религии, обречена на духовную стерильность; религия, оторванная от образования, обречен на суеверие. В социоцентрической модели роль интегрирующего центра играют общественные потребности. Главной задачей школы становится интегрирование человека в систему общественных связей и отношений, ассимиляция личностных интересов потребностями целостного социального организма. В натуроцентрической модели исходным интегрирующим началом являются заложенные от рождения природные качества человека. Так, природные потребности детей служат средством интегрирования учебного материала в педагогике О.Декроли: жизнедеятельность воспитанников его школы строилась на "центрах детских интересов". Следует заметить, что во всех приведенных случаях точкой отсчета является человек: модели ИПД отличаются друг от друга по месту, занимаемому человеком в системе интегративно-педагогических отношений. Это лишний раз свидетельствует о правомерности выдвигаемой нами идеи, согласно которой предметом педагогической интеграции выступает человек, взятый во всем богатстве своих внутренних и внешних связей.

Страницы: 240 241 242 243 244 245 246

ЕЖЕВИКА , виды растений рода рубус, плодовая культура. Св. 400 видов, в Сев. Америке и Евразии; ок. 90 видов выращивают на Кавказе и в Ср. Азии (ежевику сизую, ежевику горную и др.). В съедобных плодах сахара, органические кислоты, витамины. Урожайность 50-70 ц с 1 га.

ЧЖУ ЮАНЬЧЖАН (1328-98) , китайский император с 1368, основатель династии Мин. Из бедных крестьян. В юности был монахом. Один из главных руководителей восстания в 50-60-х гг. против монгольской династии Юань.

ЖАРКОВ Алексей Дмитриевич (р . 1948), российский актер, народный артист России (1994). С 1988 работает во МХАТе им. А. П. Чехова. В кино сыграл ок. 80-ти ролей. Снимался в фильмах: "Десять негритят" (1987), "Узник замка Иф" (1988), "В городе Сочи темные ночи" (1989), "Чокнутые" (1991), "Завещание Сталина" (1993), "Ревизор" (1996) и др.