Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграцииСтраница 244
В целом , можно отметить, что данное комплексное исследование является удачным примером применения количественных методов для проникновения в сущность процесса воспитания с помощью интегральных характеристик его объекта - человека во всем богатстве складывающихся его мироотношений.
Выводы по главе:
1. Интегративно-педагогическая деятельность представляет собой целостную систему, включающую в себя организованную совокупность конституирующих, структурных и содержательных показателей; ее функционирование обусловлено наличием движущих сил, механизмов и технологической инфраструктуры, вбирающей в себя условия, средства (способы, приемы), "технологическую цепочку": организационно-информационное обеспечение; постановка целей ИПД; определение эвристико-методологических оснований; выбор системообразующего фактора; отбор структурно- морфологических показателей; создание интегративно-педагогических новообразований; корректировка и регулировка текущих результатов интегративно-педагогического процесса; проверка качества интегративно-педагогической деятельности.
2. Существуют различные варианты выявления моделей интегративно-педагогической деятельности. Так, с опорой на известную классиикацию моделей педагогической деятельности (Л.А.Беляева), нами выделяются теоцентрическая, социоцентрическая и натуроцентрическая модели ИПД. Важнейшим их отличительным признаком является характер базисного компонента, выполняющего системообразующую функцию по отношению к другим. Теоретическая модель в качестве интегрирующего стержня, вокруг которого должны "вращаться педагогические средства" (выражение Дж.Дьюи), выступает понимание человека как продукта божественного творения, инобытия абсолютного духа. Соответственно, центральной задачей воспитания становится синтез человеческого и Божественного. Из чего христианские педагоги выводят принцип взаимодополнительности образования и религии: образование, отделенное от религии, обречена на духовную стерильность; религия, оторванная от образования, обречен на суеверие. В социоцентрической модели роль интегрирующего центра играют общественные потребности. Главной задачей школы становится интегрирование человека в систему общественных связей и отношений, ассимиляция личностных интересов потребностями целостного социального организма. В натуроцентрической модели исходным интегрирующим началом являются заложенные от рождения природные качества человека. Так, природные потребности детей служат средством интегрирования учебного материала в педагогике О.Декроли: жизнедеятельность воспитанников его школы строилась на "центрах детских интересов". Следует заметить, что во всех приведенных случаях точкой отсчета является человек: модели ИПД отличаются друг от друга по месту, занимаемому человеком в системе интегративно-педагогических отношений. Это лишний раз свидетельствует о правомерности выдвигаемой нами идеи, согласно которой предметом педагогической интеграции выступает человек, взятый во всем богатстве своих внутренних и внешних связей.
ЛЕ ШАТЕЛЬЕ (Le Chatelier) Анри Луи (1850-1936) , французский физикохимик и металловед иностранный член-корреспондент РАН (1917; иностранный член-корреспондент Петербургской АН с 1913) и иностранный почетный член АН СССР (1926). Сформулировал (1884) общий закон смещения термодинамического равновесия (Ле Шателье - Брауна принцип). Исследовал процессы при высоких температурах, металлические сплавы, сконструировал металлографический микроскоп.
ЛАБРАДОР , породообразующий минерал группы плагиоклазов. Серого, темно-серого до черного цвета с синеватой иризацией. Содержится в основных магматических породах. Поделочный камень.
ЭРНЕСАКС Густав (1908-93) , эстонский композитор, хоровой дирижер, народный артист СССР (1956), Герой Социалистического Труда (1974). Организатор (1944), художественный руководитель и главный дирижер Эстонского мужского хора. Главный дирижер эстонских певческих праздников (с 1947). Оперы "Пюхаярв" (1946), "Берег бурь" (1949), "Женихи из Мульгимаа" (1960), кантата "Из тысячи сердец" (1955), хоровые песни, музыка к спектаклям, фильмам. Профессор Таллиннской консерватории (с 1945). Ленинская премия (1970), Государственная премия СССР (1947, 1951).