Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Страница 245

3. ИПД обладает богатым набором средств, состав которых образуют научно-педагогические, системно-образовательные, коммуникативные и образовательно-дидактические средства. Научно- педагогические средства - это содержательно-процессуальная совокупность компонентов научного знания, способов (унификация понятий, универсализация методов и др.) и приемов (расщепление и связывание понятий; простая и сложная форма наращения признаков понятий), обеспечивающих функционирование педагогической интеграции, главным образом, на уровне научно-педагогических систем. Системно-образовательные средства - это совокупность учреждений, объединений, организационных систем различных форм, типов и видов (кафедры-комплексы, образовательные холдинги, учебно-научно-производственные комплексы, социально- педагогические комплексы, культурно-образовательные центры, гуманитарно-педагогические центры и т.д.), способствующие, во-первых, внутриобразовательной интеграции; во-вторых, адукологической интеграции (например, интеграции воспитательных сил общества); в-третьих, глобальной интеграции (например, интеграции систем образования Европейских стран). Коммуникативные средства - совокупность способов, приемов и форм организации коммуникативной среды в ходе осуществления образовательной- воспитательной деятельности, способствующие межличностной интеграции (учащихся и педагогов, педагогов и педагогов и т.д.); внутриличностный интеграции - интеграции человека с самим собой; социальной интеграции - интеграции личности и коллектива, личности и среды и др. Образовательно-дидактические средства представлены компонентными и технологическими составляющими педагогического процесса, в наибольшей степени способствующие реализации интегративно-педагогических задач.

4. Важнейшим технолого-методологическим инструментарием ИПД является интегративно-целостный подход (ИЦП), в качестве своих исходных постулатов имеющих идеи; б) "глубинности" осуществления интегративно-педагогических процессов; б) первичности (приоритетности) целого; в) паритетности кооперируемых компонентов. В более широком плане, можно сказать, что ИЦП рассматривает педагогические явления как некоторые целостности, в которых: а) наблюдается единство процессуальных и результирующих сторон, процессов универсализации (расширения связей) и гармонизации; б) происходит взаимотрансформация интегрируемых составляющих не за счет друг друга, а в пользу друг друга; в) сумма действий, "работающих порознь" не равно следствию, получаемому в случае их совместного осуществления; г) изменение одного из компонентов ведет к изменению других не пропорционально, а по более сложному закону; д) наличие общих точек соприкосновения дополняется сосуществованием противоположных сторон бытия; е) идея первичности целого органически сочетается с идеей полицентризма.

Страницы: 241 242 243 244 245 246

ТЮРБАН (франц . turban, от перс.), мужской и женский головной убор у ряда народов Азии и Сев. Африки - полотнище легкой ткани, обернутой вокруг головы.

ЖУКОВ Борис Петрович (р . 1912), российский химик, академик РАН (1991; академик АН СССР с 1974), дважды Герой Социалистического Труда. Труды по технической химии. Разработал методы получения высоконаполненных полимеров, неметаллических высокопрочных конструкционных материалов и технологию их производства. Ленинская премия (1976), Государственная премия СССР (1951, 1967).

"ВРЕМЕННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО СЕВЕРНОЙ ОБЛАСТИ" , правительство в Северной области (сентябрь 1918 - февраль 1920, Архангельск, во главе с Н. В. Чайковским, затем генералом Е. К. Миллером). Образовано при поддержке англо-американских интервентов. Выступало против Советской власти.