Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Страница 88

Таким образом, применение культурогенетического подхода к анализу проблемы происхождения воспитания имеет принципиально значимое для нас следствие: начальным условием возникновения педагогики как важнейшей составляющей человеческой практики и познания является орудийная деятельность - деятельность по изготовлению и применению орудий. Именно взаимодействие производства средств существования человека и производство человека как человека, "производство личности" (А.Г.Асмолов), осуществлявшееся в рамках первобытной орудийной деятельности, сыграло решающую роль в становлении человека. Два гениальных открытия обусловили его появление - открытие технологии изготовления и применения дубины и открытие технологии передачи навыков по изготовлению и применению дубины. Перефразируя известное изречение Энгельса, можно сказать: техника и педагогика создали человека. Каким бы примитивным орудием ни была бы дубина, но ее появление вызвало к жизни потребность в передаче опыта по ее изготовлению и применению. Без удовлетворения этой потребности дубина осталась бы первым и последним изобретением человека, а сам бы он никогда бы не поднялся над животным миром. Своему возвышению мы обязаны тому, что наш далекий предок вынужден был одновременно сочетать в своей жизнедеятельности функции инженера-техника, рабочего, учителя и ученика. Древний человек производил обучаясь и обучался производя. "В первобытном обществе ребенок воспитывался и обучался в процессе своей жизнедеятельности, участия в делах взрослых, в повседневном общении с ним. Он не столько готовился к жизни . сколько прямо включался в доступную для него деятельность" (208. С.8). Это относится к самым ранним периодам развития человека, в том числе - эпохе так называемого "человека умелого", проживавшего, по некоторым данным, около 2 млн 600 тыс лет назад. "Если мы возьмем дикаря, - писал П.Ф.Каптерев, - с самыми простыми бытовыми условиями, мы и там найдем воспитание, хотя, по нашему мнению, крайне несовершенное и грубое" (215. С.54). И первым видом педагогической деятельности был "самый древний вид обучения"- производственное обучение, которое "так же старо, как и само производство" (519. С.21).

Приведенное позволяет нам утверждать о производственнопедагогической сущности человека. В связи с чем укажем на взаимозависимый характер высказываний, одни из которых подчеркивают орудийно-производственную природу человека, другие - его обученческо-педагогическую сущность. С одной стороны: "производственная жизнь есть родовая жизнь человека" (К.Маркс), "человек - животное, делающее орудия" (Франклин); с другой: "жить - значит учиться" (К.Лоренц), "нет пределов обучению" (А.Печчеи), "человек есть то, чему научился", "способность к обучению обеспечила ему существование" (Н.Б.Энкельманн). Отсюда мы можем вывести еще одно следствие: орудийная деятельность является начальным условием возникновения не только воспитания в целом, но и педагогической интеграции в частности. При этом, генетически исходной основой ее являются отношения между техникой и педагогикой и соответствующими знаниями.

Страницы: 84 85 86 87 88 89 90 91 92

МЕНТ , в египетской мифологии богиня-львица, отождествлялась с Сехмет и Тефнут.

ТИХЕЕВА Елизавета Ивановна (1866-1944) , российский педагог, один из создателей дошкольной педагогики в России. Труды по дошкольному воспитанию, организации работы детсада.

"ЗЕЛЕНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ" , термин, появившийся в 60-х гг. 20 в. в связи с начавшимся во многих странах процессом внедрения новых высокоурожайных сортов зерновых культур (пшеница, рис) с целью резкого увеличения продовольственных ресурсов. "Зеленая революция" предусматривает также необходимое орошение земель, химизацию и механизацию сельского хозяйства; наибольшее значение имеет для развивающихся стран (Индия и др.).