Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграцииСтраница 89
Уже в эпоху примитивной цивилизации имели место, по меньшей мере, три линии взаимодействия техники и педагогики - предметно-вещная, технологическая и техническая, которые в основном соотносятся со структурными составляющими объекта технического знания.
В случае с предметно-вещной линией указанного взаимодействия техника понимается как "вещи и комлекс вещей" (А.А.Зворыкин, И.Я.Конфедератов, Г.К.Осипов, С.В.Шухардин и др.), т.е. "как класс материальных образований" (270. С.64). Техника как "вещи и совокупность вещей" сегодня способна выполнять роль педагогических средств и непосредственно служить образовательно-воспитательным целям, как-то для пользования, хранения, переработки учебной информации; снятия усталости, напряжения, перегрузок и т.д. . В условиях "вплетенности" процессов обучения и воспитания в орудийную деятельность первобытного дикаря технические артефакты могли выполнять свои дидактические функции опосредованно через реализацию своих производственных функций. Это было обусловлено тем, что роль технических средств обучения (ТСО) выполняла только производственная техника.
Следующая линия взаимодействия техники и педагогики - технологическая. Производственная технология в современном понимании - это совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, применяемых в процессе производства для получения готовой продукции. Элементарная производственная технология существовала с древнейших времен. И с той же поры она была тесно связана с педагогикой. Хотя бы потому, что технология никогда не передавалась биогенетическим путем. Ею человек мог овладеть лишь в ходе соответствующего обучения. В силу синкретизированной природы деятельности первобытного человека педагогическая технология не выделялась из нее, а являлась частью технологии производственной. В то же время вряд ли будет ошибкой считать, что уже в недрах зачаточных форм зарождавшеся и пробретавшей самостоятельность педагогической деятельности возникли элементы "собственно педагогической" технологии. казалось бы появляется возможность утверждать, что существуют две линии развития педагогической технологии - собственно-педагогическая и производственная. Однако, учитывая факт генетического родства педагогики и производства, мы можем констатировать: педагогическая технология в процессе своего развития никогда в полной мере не отрывалась от технологии производственной, как, впрочем, последняя от первой: уровень развития производства всегда определялся степенью искусства работника, что в свою очередь зависело от искусства его обучения. Сошлемся здесь на ряд примеров, свидетельствующих о неразрывной связи педагогической и производственной технологии. Так, анализируя сочинения римского архитектора Витрувия, исследователи технического знания
ГОТТЕНТОТСКИЕ ЯЗЫКИ , семья койсанских языков. Включает группы кхой (нама, кора, гриква), нхауру (или нарон), кве (демиса, чумакве-шуакве), чу (хиочу-вау и хаичу-вау), сандаве. Большинство готтентотских языков бесписьменные или младописьменные.
НАЧЕТЧИК , 1) в христианстве мирянин, допущенный к чтению религиозных текстов в церкви или на дому у верующих. 2) Человек, много читавший, но знакомый со всем поверхностно; лицо, догматически проповедующее какое-либо учение.
ШТАУБ (Staub) Рудольф (1890-1961) , швейцарский геолог. Труды по геологическому строению Альп и общим вопросам геотектоники.