Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Страница 98

Обученность учащихся сложным способам деятелности зависит от того, насколько учитель обеспечил успешное предшествующее овладение простыми видами деятельности, входящими в состав сложного способа, и готовности учащихся определять ситуации, в которых эти действия могут быть применимы", "любые единицы информации и способы деятельности становятся знаниями и умениями в зависимости от организованной их предъявителем степени опоры на уровень знаний и умений, уже достигнутый на момент предъявления нового содержания", "всякая совокупность объективно взаимосвязанный информации усваивается только в зависимости от того, изложит ли ее учитель в одной из свойственных ей систем, опираясь при этом на наличный опыт учащихся. Известно, что любой ряд информации может быть связан внутри различными способами. Выбор способа зависит от учителя, но для правильного выбора он должен знать, какую связь учащиеся легко поймут" (136. С.166).

Актуальные интегративно-педагогические закономерности - это закономерности выделяемые в рамках интегративнопедагогических концепций. Так, А.П.Беляева выстраивает систему закономерностей "интеграции содержания профтехобразования как единой целостной системы", к которым она относит "единство социальных, экономических, педагогических, психологических, физиологических, научно-технических, общепрофессиональных, лингвистико-семиотических идей в построении системы содержания профессиональной подготовки", "взаимосвязь общенаучного, междисциплинарного и внутридисциплинарных уровней комплексирования содержания образования в соответствии с уровнем группировки профессий на единой инвариантной основе", "взаимопроникновение и взаимобусловленность социальных, педагогических, экономических, экономических, психологических, профессиональных функций в структурировании содержания профессиональной подготовки" (43. С.121).

Приведенные закономерности действуют на "общенаучном уровне интеграции". Помимо них, А.П.Беляева выделяет "дидактические закономерности" на уровне междисциплинарного синтеза, где они выступают в качестве "теоретической основы структуры и содержания отдельных циклов": а) единство структурных элементов; б) функциональная зависимость содержания образования от целей и задач видов образования; в) единство содержательной и процессуальной сторон образования (43. С.121-122). Основополагающими закономерностями и одновременно принципами внутридисциплинарной интеграции объявляются: единство воспитания и обучения; логико-научная и профессиональная обусловленность содержания образования; взаимосвязь теоретического и практического обучения; преемственность знаний, умений и навыков; взаимовлияние общенаучных, политехнических и профессиональных знаний; выделение общей и дифференцированной частей содержания учебных предметов; комплексирование видов учебнопроизводственных заданий, работ с учетом групп профессий (43. С.122).

Страницы: 94 95 96 97 98 99 100 101 102

ДЕ ХААЗА - ВАН АЛЬФЕНА ЭФФЕКТ , осциллирующая зависимость магнитной восприимчивости металлов и полуметаллов от напряженности приложенного магнитного поля H (точнее от 1/H). Наблюдается при низких температурах и в сильных магнитных полях. Открыт нидерландскими физиками В. де Хаазом и П. ван Альфеном в 1930.

ГОЛЬДИНГЕН , официальное название г. Кулдига в Латвии до 1917.

ОТЕРО СИЛЬВА (Otero Silva) Мигель (1908-85) , венесуэльский писатель. Стихи, поэмы; романы "Лихорадка" (1939), "Пятеро, которые молчали" (1966), "Когда хочется плакать - не плачу" (1970), "Лопе де Агирре, князь Свободы" (1979), посвящены актуальным социальным и политическим проблемам. Международная Ленинская премия (1980).