Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграцииСтраница 99
Л.Д.Федотова дает подробное описание "закономерностей дидактической системы интегрированного содержания начального профессионального образования (477. С.26-30): 1) Профессиональная обусловленность интеграции и дифференциации содержания начального профессионального образования. На основании данной закономерности создается возможность выделения "требований научно-технического прогресса к содержанию профессионального образования": повышение культурного уровня молодого рабочего; постоянное умственное и физическое развитие в связи с тенденцией интеллектуализации труда; гуманизация содержания профессионального образования, возрастание роли социальных, экономических, психологических знаний в содержании учебных предметов; повышение профессиональной мобильности знаний, умений и навыков при овладении несколькими профессиями в целях обеспечения трудоустройства в условиях рынка труда и др. 2) Взаимосвязь содержания начального профессионального образования с формированием и развитием личности. Данная закономерность обеспечивается блочно-модульным подходом к структурированию содержания начального профессионального образования, введение социально-психологических характеристик личности - воли, интеллекта, мотивов поведения, профессиональной активности, физической и умственной природы человека. 3) Единство интеграции и дифференциации в содержании начального профессионального образования.
На уровне частных педагогических теорий и концепций имеют место случаи выведения закономерностей по аналогии с уже имеющимися в образовательной теории закономерностями. В частности, это относится к "закономерностям эффективного построения учебно-воспитательного процесса" (24. С.7-10), которые строятся на основе закономерностей целостного педагогического процесса. В свою очередь нами допускается возможность формулирования закономерностей эффективного построения интегрированного обучения:
а) обусловленность задач и содержания интегрированного обучения потребностями общества; б) эффективность интегрированного обучения обеспечивается, если его содержание позволяет решать весь круг намеченных задач, если оно строго научно, систематично и последовательно изучается, связано с окружающей жизнью; в) закономерная зависимость задач, содержания интегрированного обучения от реальных учебных возможностей учащихся и др.
Все выше обозначенные интегративно-педагогические закономерности носят локальный характер: они имеют отношение к отдельным отраслям и видам педагогической деятельности. Возникает вопрос: возможно ли выведение инвариантных закономерностей педагогической интеграции? Как нам представляется, на данный момент, допустимо лишь указать на некоторые подходы, могущие лечь в основу определения состава и содержания таких закономерностей.
Прежде всего - это учет опыта выделения закономерностей (законов) интеграции в целом или педагогической интеграции в частности. Например, В,П,Кузьмин формулирует "всеобщий закон интеграции" - "удвоение качеств существования": " . чем выше мы поднимаемся по эволюционной лестнице, чем крупнее и сложнее мы берем объекты для изучения, тем все более и отчетливее выявляются наличие и существование двух рядов качественной определенности: части и целого, "элемента" и совокупности, предмета и системы, индивида и вида и т.п." (251. С.260-261).
РЕЙМС (Reims) , город на северо-востоке Франции. 185 тыс. жителей (1990). Транспортный узел; каналами связан с реками Марна и Эна. Машиностроение, шерстяная промышленность, производство шампанских вин. Университет. Древнеримская арка Марса (2 в.), аббатство Сен-Реми, собор. До 1825 (включительно) в Реймсе короновались французские короли.
ХРИСЕИДА , см. Хрис.
ИНЕРТНЫЕ ГАЗЫ , то же, что благородные газы.