Целостный педагогический процесс Целостный педагогический процессСтраница 15
- прочное усвоение происходит, если ученик проявляет интеллектуальную, познавательную активность;
- для прочного усвоения надо правильно организовать количество и периодичность упражнений и повторения материала, учесть индивидуальные различия учеников;
- прочность знаний обеспечивается, когда материал структурируется, выделяется главное, обозначаются логические связи;
- прочность знаний обеспечивается систематическим контролем над результатами обучения, проверкой и оценкой.
Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы Это означает, что учитель может и должен использовать самые разнообразные формы организации обучения: уроки, экскурсии, практикумы, а также различные способы взаимодействия учащихся в учебном процессе: индивидуальную работу, работу в постоянных и сменных парах, в малых и больших группах. Кроме того, обучение можно осуществлять в разнообразных видах деятельности детей вне урока: походах, клубах, кружках, различных объединениях по интересам и других.
Как видно, принципы современной дидактики образуют систему, целостное единство, скрепленное их тесной взаимосвязью. Реализация одного принципа тесно связана с реализацией других: активность и систематичность – с прочностью, доступность – с научностью и т.д. Все вместе они отражают основные особенности процесса обучения, они дают учителю совокупность указаний к организации учебного процесса от целеполагания до анализа результатов.
Все рассмотренные принципы нацелены на осуществление первого, ведущего, принципа воспитывающего и развивающего обучения.
При всех подходах принципы дидактики должны сохранять специфичность, то есть отражать особый характер связей именно внутри дидактической системы, иначе принципы теряют определенность, корректность и превращаются в общие положения, несомненно, верные, но не дающие конкретных дидактических ориентиров.
III. Роль экономического образования в современном обществе
С переходом российского государства к экономике рыночного типа общеобразовательная школа встала перед необходимостью радикального обновления содержания образования, в том числе возникла необходимость экономического образования, которому до этого уделялось весьма незначительное внимание.
Старшеклассник, готовящийся к самостоятельной жизни независимо от избираемой области профессиональной деятельности должен иметь (и это составляет часть социального заказа требований к выпускнику) прочные экономические знания, должен уметь ориентироваться в экономических вопросах и проблемах, что позволит уверенно чувствовать себя в жизни. Выпускнику просто жизненно необходимо морально, психологически и практически быть готовыми к труду в условиях рыночной экономики; ему необходимо помочь осознать, что личный успех зависит от их профессиональной и экономической грамотности, трудолюбия, инициативы, предприимчивости и творчества.
В связи с этим образовательная система призвана решить важную задачу обеспечения трудовой подготовки старшеклассников в неразрывной связи с экономическим образованием и воспитанием, предполагающими формирование тех знаний, умений и навыков, потребностей и интересов, характера мышления, поведения и деятельности, которые соответствуют принципам и нормам хозяйствования в новых социально-экономических условиях.
ЛАВДОВСКИЙ Михаил Дормидонтович (1846/47-1902/03) , российский гистолог. Исследовал строение и функцию форменных элементов крови, установил роль тромбоцитов. Классические труды по строению и развитию кожных и мышечных рецепторов.
ХАЙДАРАБАД , одно из крупнейших княжеств, затем (до 1956) штат Индии. В 1768-1947 княжество Хайдарабад в зависимости от английских колониальных властей. В 1948 вошло в Индийский Союз. В 1950 преобразовано в штат Республики Индия. В 1956 территория Хайдарабада вошла в штаты Андхра-Прадеш, Майсур (с 1973 Карнатака), Махараштра.
УССУРИЙСКИЙ ЗАЛИВ , часть зал. Петра Великого в Японском м., у берегов России. Длина ок. 67 км, ширина у входа 55 км, глубина 51-69 м.