Художественно-конструкторская деятельность как основа формирования элементов дизайнерского мышления
Художественно-конструкторская деятельность как основа формирования элементов дизайнерского мышления
Страница 13

Рассмотрим основные виды мышления, тесно связанные с продуктивным, творческим.

Теоретически - понятийное мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дело с опытом, получаемым при помощи органов чувств. (15,с.67)

Теоретико-образное мышление - отличается от понятийного тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются -не понятия, суждения или умозаключения, а образы. Оно или непосредственно извлекается из памяти, или творчески воссоздаются воображением. (15,с.72)

Наглядно-образное состоит в том, что мыслительный процесс в нем непосредственно связан с восприятием человеком окружающей действительности и без него совершаться не может. (15,с.83)

Наглядно-действенное сам процесс мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами.(15,с.90)

Элементарное дизайнерское мышление включает основные структурные компоненты зрелого дизайнерского мышления, но в том виде, который соответствует возрастным возможностям младших школьников. Оно формируется через специальную информацию, постановку задач по созданию отдельной среды и поиск способов их реализации.(38,с.14)

Это первый ,сформированный под руководством учителя, уровень дизайнерского мышления. Его следует отличать от стихийного, неуправляемо сложившегося уровня, формирующегося до начала систематического обучения и зависящего от специальных условий и индивидуальных способностей ребенка.

Стихийное дизайнерское мышление

Этому виду мышления присущи бессистемность, отсутствие стремления к системности, бессознательность и отсутствие в сознании.

Системное дизайнерское мышление

Владение логическими операциями будет выглядеть как стремление к системности, наличие новизны, оригинальности - как возможность принимать не один усвоенный вариант, понимание эстетической целесообразности будет ограничиваться оценивающей (критической) функцией.

Что касается третьего уровня (системного дизайнерского мышления), то говорить о нем применительно к младшему школьному возрасту не приходится, поскольку оно предполагает достаточно высокий уровень специального образования, что может быть достигнуто лишь на фоне более глубокого общего развития.

Согласно научным данным, дизайнерское мышление включает в себя

следующие параметры:

-конструктивность;

-целесообразность;

-вариативность, гибкость;

-чувство стиля, стилевой гармонии.

Т.к. в нашем исследовании мы формируем только элементы дизайнерского мышления, то остановимся лишь на следующих:

Страницы: 9 10 11 12 13 14 15 16 17

ШАПКИНА , река на северо-востоке Европейской части России, правый приток Печоры. 499 км, площадь бассейна 6570 км2.

ТИМАНО-ПЕЧОРСКАЯ НЕФТЕГАЗОНОСНАЯ ПРОВИНЦИЯ , в Российской Федерации, в Республике Коми и Ненецком а. о.; ограничена на юго-западе Тиманским кряжем, на востоке - Уралом. 350 тыс. км2. Продуктивны отложения силура, девона, карбона, перми и триаса. Открыто 60 месторождений нефти и газа. Месторождения: Западно-Тэбукское, Усинское (нефтяное), Вуктыльское (газоконденсатное).

ЩЕРБИНОВКА , название г. Дзержинск на Украине (Донецкая обл.) до 1938.