Художественно-конструкторская деятельность как основа формирования элементов дизайнерского мышления Художественно-конструкторская деятельность как основа формирования элементов дизайнерского мышленияСтраница 16
Различными психологами было выделено от 3 до 13 процессуальных составляющих творческого мышления и этапов его функционирования. Причем точки зрения психологов часто имеют общие компоненты. Так, большинство психологов в качестве 1первого0 этапа¦ выделяют:
-подготовку к данному процессу(Ж.Адамар, В.Н.Пушкин)
-осознание возникшей проблемы или потребности и появление замысла(Д.Дьюи, Д.Россмэн, А.Осборн)
-восприятие окружающей среды и исходной информации (Л.Т.Левчук)
-постановку задачи, сбор и накопление необходимой информации, знания, умения, навыки для уяснения и формулирования задачи (Д.Треффингер, А.Н.Лук)
-создание образа визуального мышления, где визуальное мышление - есть опосредованное звено между абстрактным мышлением и практикой (В.И.Жуковский, Д.В.Пивоваров)
Т.е, как видно, данные характеристики 1 этапа творческого мышления объединяют деятельность двух процессов: восприятие и появление замысла, непосредственно следующий один за другим. Охарактеризуем эту стадию.
1.Стадия подготовки.
Решает две задачи: накопление и актуализацию материала и освоение способов построения художественной формы.
Свободе творчества способствует не только количество и разнообразие накопленного материала, но и, главное, способность своевременно его актуализировать. У детей эта способность развита неодинаково: одни могут действовать только по образцу, т.е. точному указанию учителя. Свой жизненный опыт с трудовым обучением они не связывают, поэтому к творчеству не приходят. Такие дети -исключения. Однако важно то, что задание – образец закрывает свободу для творчества не только им, но и любому ребенку. Другим детям для актуализации жизненного опыта требуется возможность выбора из чего-то хотя бы по аналогии, близко их наблюдениям, размышлениям, переживаниям. Некоторым детям вполне достаточно только подсказать направление поиска источника замысла, как они легко находят то, что лично им интереснее и значимее, что обеспечивает творческое решение задачи.
Началом мыслительного процесса при выполнении дизайнерской деятельности проблемная ситуация, возникновение которой возможно при наличии определенных знаний дизайнерского характера, позволяющих оценивать предмет или предметную среду как оформляемое производством "природное тело", имеющее свою морфологию, пространственную организованность - с одной стороны, и как общественно человеческую (утилитарную, культурную, эстетическую) полезность, значимость, ценность-с другой.
Второй этап творчества Ж.Адамар и В.Н.Пушкин характеризуют как созревание замысла, инкубационный период.
-на близкой позиции стоит точка зрения А.Н.Лука, где второй этап заключается в сосредоточении усилий и поиске дополнительной информации.
-Д.Дьюи,Д.Россмэн считают,что данный период заключается в анализе возникшей задачи.
В.И.Жуковский, Д.В.Пивоваров, Д.Треффингер,также отводят второй этап творчества анализу, но раскрывая но сущность: исследование созданного образа визуального восприятия и конструирования вещественной модели, возникшей творческой задачи с разных сторон.
ИННОКЕНТИЙ I (Innocentius) (ум . 417), святой, папа Римский с 401. Считал, что римский епископ должен занимать первенствующее положение в церковных делах как на Западе, так и на Востоке. Встал на сторону святого Иоанна Златоуста, низложенного императрицей Евдоксией в Константинополе, требуя созыва вселенского собора. Поддерживал святого Августина в его борьбе с донатизмом и пелагианством, которые в 417 осудил как ересь. Память в Католической церкви 28 июля.
УДАЛЬЦОВА Зинаида Владимировна (1918-87) , российский историк, член-корреспондент АН СССР (1976). Работы по истории Византии. Государственная премия СССР (1987, посмертно).
КУЗНЕЦКИЙ УГОЛЬНЫЙ БАССЕЙН (Кузбасс) , большей частью в Кемеровской обл. Открыт в 1721, широкое освоение с 1920-х гг. Площадь 26,7 тыс. км2. Балансовые запасы до глубины 600 м 114,3 млрд. т. 120 рабочих пластов; угли в основном каменные, марок от Д до Т. Теплота сгорания на рабочее топливо 22,8-29,8 МДж/кг. Добыча открытым и подземным способами. Центры добычи - города Кемерово, Новокузнецк, Ленинск-Кузнецкий, Прокопьевск.