Формирование экологических понятий на уроках русского языка Формирование экологических понятий на уроках русского языкаСтраница 13
Таблица №2(б)
|  
 Уровни  |   
 Человек  |   
 %  |  
|  
 Высший Средний Низкий  |   
 0 13 10  |   
 0 57,3 42,7  |  
График №2(б)
Как показали результаты анкет, уровень экологических знаний в обоих классах средний. К сожалению, не оказалось ни одного ученика, у которого был бы высокий уровень экологических знаний.
Формирующий эксперимент.
Анализ анкет, их неутешительные результаты побудили нас использовать уроки русского языка с экологического направленностью. В течение года, отведенного на формирующий эксперимент, я проводила уроки русского языка, используя экологический материал, а именно экологические сказки, игры, задания, подбирала тесты экологической направленности для диктантов, изложений и проверочного списывания, на уроках уделяла внимание загадкам, кроссвордам, стихотворениям.
Краткое описание интегрированных уроков.
1. Русский язык и чтение.
Тема: «Упражнения в проверке безударных гласных. С. Есенин «Береза»».
На этом уроке дети знакомятся с русским поэтом – С. Есениным, разбирают его стихотворение «Береза», используя предложения из стихотворения, упражняются в проверке безударных гласных, подбирают однокоренные слова, распознают орфограммы, учатся сравнивать. Таким образом, через стихотворение пейзажной лирики С. Есенина на уроке я пыталась у детей воспитать любовь к родной природе.
2. Природоведение и русский язык.
Тема: «Растения весной. Первоцветы. Обобщение знаний об имени прилагательном как части речи»
На этом уроке, одновременно работая над распознаванием рода, числа имен прилагательных, над обобщением знания имени прилагательного, знакомлю с изменениями в природе с приходом весны, с разнообразием весенних растений – первоцветов и с необходимостью их охраны. На уроке много использовалось стихотворений, через которые я воспитывала интерес и уважение к природе.
3. Чтение – русский язык – музыка.
Тема: «Обобщающий урок по чтению по разделу «Весна идет» и обобщение знаний учащихся о предложении»
Тема на уроке введена через загадку. Использовала активный метод обучения – инсценирование. Разбирая произведения о весне, пыталась помочь детям почувствовать красоту слова. На уроке учащихся познакомила с новыми словами и понятиями, систематизировала знания о предложении, развивала творческое мышление, учила детей понимать музыку, «видеть» в ней картины природы.
Знакомство с новым словарным словом.
Например, можно провести следующую работу со словарным словом – береза.
- Узнайте, что это за дерево (показ иллюстрации)
- Рассмотрите внимательнее, что вас особенно привлекает?
- А знаете ли вы чем полезно это дерево?
Это интересно: (дополнение к сказанному)
На земном шаре насчитывается 120 видов берез. Древние славяне почитали березу священным деревом. На Руси это растение было связано с весенними церковными праздниками. В Москве существовал обычай отмечать эти весенние праздники в Марьиной роще, а к вечеру молодежь при большом скоплении народа пускала березовые венки по воде. С березой крестьяне землевладельцы связывали немало примет:
- Из березы течет много сока – к дождливому лету.
- Соловей запевает, когда может напиться росы с березового листа.
НАСРЕТДИНОВА Зайтуна Агзамовна (р . 1923), башкирская артистка балета, народная артистка СССР (1955). С 1941 в Башкирском театре оперы и балета (Уфа).
ЯРОВАЯ СОВКА , бабочка семейства совок; вредитель пшеницы, овса, ячменя в Евразии. Передние крылья коричнево-бурые, задние - серо-бурые. Питается (гусеницы) тканями стеблей.
ЭДИСОН (Edison) Томас Алва (1847-1931) , американский изобретатель и предприниматель, организатор и руководитель первой американской промышленно-исследовательской лаборатории (1872, Менло-Парк), иностранный почетный член АН СССР (1930). Для деятельности Эдисона характерны практическая направленность, разносторонность, непосредственная связь с промышленностью. Автор св. 1000 изобретений, главным образом в различных областях электротехники. Усовершенствовал телеграф и телефон, лампу накаливания (1879), изобрел фонограф (1877) и др., построил первую в мире электростанцию общественного пользования (1882), обнаружил явление термоионной эмиссии (1883) и мн. др.