Формирование у учащихся умений и навыков домашней учебной работы
Формирование у учащихся умений и навыков домашней учебной работы
Страница 10

Преодолев под руководством учителя эти важные начальные этапы, ученик придет к высокому уровню работы с книгой и в полной мере сможет использовать такие навыки и умения как предварительный беглый просмотр всего содержания (уловление смысла, осознание значительности для себя содержательной стороны текста); медленное, с особой сосредоточенностью на главном, полное прочтение; подчеркивание главного; анализ структуры изложения ( составление предварительного плана или выписывание основных идей, опорных вопросов, плана изложения при подготовке к пересказу – в зависимости от цели чтения); повторный беглый просмотр прочитанного.

В процессе ознакомления с литературой к написанию данной работы нами найдены указания на то, что формированию указанных умений и навыков посвящена довольно обширная литература. Это, В частности, работы таких ученых, как К.Н.Бардин, Л.П.Далбаев, М.И. Калиткин, И.И.Колбаско, А.П.Примаковский, С.И.Поварнин, А.К.Громцева и др.

Вот какие рекомендации учащимся дает психопедагог А.К. Громцева:

1. Сначала бегло ознакомься с содержанием всей книги (монографии, статьи). Подумай, насколько этот материал тебе нужен, на какие вопросы он поможет ответить.

2. Начни вдумчиво читать весь текст.

3. При чтении

· определяй основные идеи, которые возникают, на отдельном листе бумаги;

· следи, как они развиваются, доказываются (или нет материала для подтверждения или опровержения их, сравни приобретаемые знания с тем, что тебе уже известно);

· найденные «смысловые единицы» «опорные пункты» можно пронумеровать и выписать;

· осознай связь между этими «единицами», определи главные из них, второстепенные, пойми их последовательность, реши, насколько эта связь удачна.

· пойми основную, ведущую идею работы, определи свое отношение к ней.

4. Если материал трудный еще раз к повторному просмотру наиболее трудных мест, выкладок, доказательств.

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12 13 14

ОРБИНЬИ А . Д., см. Д'Орбиньи А. Д.

ФАНТАСМАГОРИЯ (от греч . phantasma - видение, призрак и agoreuo - говорю), нечто нереальное, причудливые видения, бредовые фантазии.

ШУЛЬЦ (Shulz) Джордж Прат (р . 1920), государственный деятель США, политик, экономист. В 1972-74 министр финансов в администрации Р. Никсона. В 1980-82 советник по экономическим вопросам президента Р. Рейгана. В 1982-89 государственный секретарь США в администрации Р. Рейгана.