Формирование у учащихся умений и навыков домашней учебной работы Формирование у учащихся умений и навыков домашней учебной работыСтраница 8
Так при подготовке урока по литературе можно рекомендовать учащимся такой порядок работы с книгой: прочитать текст и определить в нем основные мысли; проследить логическое развитие мысли в статье параграфа; составить план параграфа; подумать о том, как включить в выученный материал дополнительный материал, данный учителем или взятый из изучаемого произведения.
При подготовке урока по истории рекомендуют сначала сосредоточиться, затем вспомнить рассказ учителя, прочитать весь параграф, определить главное, запомнить его, записать план; еще раз перечитать и пересказать вслух; выписать даты в хронологическом порядке, найти связи этого урока с предшествующими.
Надо сказать, что качество учебников не всегда соответствует должному уровню. Так «анализ учебников и практики преподавания позволил выявить некоторые объективные трудности, связанные с изучением физики вообще и с самостоятельной работой по учебнику в частности. Учебникам физики присуща довольно высокая степень обобщения и абстракции изучаемого материала». [ 6,49]
2.2 Формирование навыков обработки дополнительной литературы
Учебник не единственная книга, к помощи которой приходится прибегать школьнику в ходе домашней учебной работы. Учителю-предметнику поэтому целесообразно в самом начале учебного года провести с учениками несколько коротких бесед, посвященных книге. Во время этих бесед важно определить значимость книги, ее виды: учебная, научно-популярная, художественная, специальная. Нужно также ознакомить учащихся со всей учебной литературой по предмету (учебник, сборник практических заданий, задач, хрестоматия). Вместе с тем, уже в начале учебного года необходимо предложить списки дополнительной литературы, книг для внеклассного чтения, справочной литературы, словарей. Важно также ознакомить учащихся с видами чтения: первоначальным, целостным, выборочным.
Кроме того, в умение работать с книгой входят и библиотековедческие навыки – подбор литературы по нужной теме, знание приемов работы с библиотечными каталогами, словарями, написание паспорта книги. Поэтому хорошо, если на беседы, проводимые учителем, будут приглашены работники школьных библиотек.
ЦИТРА (нем . Zither), струнный щипковый музыкальный инструмент, получивший наибольшее распространение в Австрии и Германии в 19 в. Струны (в некоторых разновидностях до 40) натягиваются над грифом и вне грифа над декой. Аналогичные инструменты древнего происхождения встречаются у многих народов.
НОБЕЛЕВСКИЕ ПРЕМИИ ПО ХИМИИ , см. также ст. Нобелевские премии.
МЕНДОСА (Mendoza) Эдуардо (р . 1943), испанский прозаик. Романы "Тайна заколдованного склепа" (1979), "Город чудес" (1986).