Формирование у учащихся умений и навыков домашней учебной работы
Формирование у учащихся умений и навыков домашней учебной работы
Страница 4

Таким образом, значение самостоятельной работы учащихся в обучении трудно переоценить. Лишь те знания, умения и навыки могут быть прочными и осмысленными, которые приобретены упорным трудом.

Как известно, в системе школьного урок возможны фронтальные, групповые и индивидуальные занятия. Мы в данном случае, следуя нашей теме, оста­новимся лишь на домашней самостоятельной работе уча­щихся.

«Вопрос о домашней самостоятельной работе учащихся имеет большую историю. В дореволюционной школе домашняя работа учащихся занимала значительное место в обучении, но по суще­ству сводилась к заучиванию и зазубриванию по книге заданий учителя. Нередко и сам урок в классе сводился к проверке и за­даванию домашних работ. В первые годы строительства совет­ской школы домашние задания были отменены. Эта отмена для того времени вы пиналась, с одной стороны, стремлением как можно скорее покончить со школой муштры и зубрежки, а с дру­гой— отсутствием учебников и книг, удовлетворяющих требова­ниям новой школы. Позднее, когда школа работала по комплекс­ным программам, домашняя самостоятельная работа по преиму­ществу носила характер собирания необходимых данных о местном крае. Начиная с 30-х гг. она получила весьма широкое распространение. Задавание уроков на дом и их проверка стали рассматриваться как обязательные части урока. За последующие годы школы накопили большой положительный опыт в организа­ции домашней работы учащихся, но не избежала и существен­ных недостатков. К числу таких недостатков в первую очередь надо отнести перегрузку учащихся домашними заданиями, что, в свою очередь, повлекло за собой снижение удельного веса са­мостоятельной работы учащихся на самом уроке. Некоторые школы, стремясь преодолеть этот недостаток, пошли на отмену домашних заданий, с чем согласиться нельзя». [ 5, 80]

В чем заключается смысл домашней самостоятельной работы учащихся?

Прежде всего в том, что учащиеся закрепляют и расширяют приобретенные на уроке знания, умения и навыки и овладевают методами самостоятельной работы. Домашняя самостоятельная работа воспитывает чувство ответственности учащихся за пору­ченное дело, повышает уверенность в преодолении встречающих­ся трудностей и подготавливает их к самообразованию после окончания школы. При всем этом нельзя впадать в крайность и переносить центр тяжести в обучении с урока на домашнюю ра­боту. Домашняя работа не может подменять урока, она должна вытекать из него и обслуживать его потребности. «Надо отказать­ся от сложившегося трафарета в задавании уроков на дом, при котором урок неизменно заканчивается словами учителя: запи­шите домашнее задание. Объем и характер домашних заданий в каждом отдельном случае определяется общим планом учебных занятий по тому или иному разделу и теме изучаемого материа­ла. В зависимости от класса и специфики изучаемого материала домашние задания в одних случаях даются по каждому уроку, в других — по теме программы». [ 5, 81]

Надо всемерно развивать интерес учащихся к домашним ра­ботам. Часть учащихся выполняет домашние задания без особо­го интереса потому, что смысл повторения ими не всегда осознает­ся, а нового и занимательного они в них находят мало. Преодо­ление такого отношения учащихся к домашним работам требует введения в задания таких вопросов, которые бы не только закрепляли знания, приобретенные на уроке, но и расширяли их, способствовали более глубокому осмысливанию.

По мере усовершенствования урока и усиления самостоя­тельной работы учащихся необходимо сокращать объем до­машних заданий и повышать их творческий характер, что спо­собствует расширению и углублению приобретаемых знаний на уроке и овладению методами самостоятельной работы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

ИОДОМЕТРИЯ , титриметрический метод анализа, основанный на окислении исследуемого вещества иодом. Включает методы прямого (раствором I2 в водном растворе KI) и обратного (избыток I2 оттитровывают раствором Na2S2O3) титрования.

ФЕРРИ (Ferri) Энрико (1856-1929) , итальянский криминалист, последователь Ч. Ломброзо. С 1919 возглавлял комиссию по составлению проекта итальянского уголовного кодекса.

ЮЖНО-МАНЬЧЖУРСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА , см. Китайская Чанчуньская железная дорога.