Формирование общения у детей дошкольного возраста с проблемами в интеллектуальном развитии
Формирование общения у детей дошкольного возраста с проблемами в интеллектуальном развитии
Страница 25

3 балла - от 15 до 59 высказываний, если больше 10% из них состав­ляют внеситуативные высказывания или вопросы познавательного ха­рактера;

4 балла - 60 и более высказываний, если больше 10% из них состав­ляют внеситуативные высказывания или вопросы познавательного ха­рактера.

Внеситуативно-познавательные формы общения:

О баллов - 0-9 высказываний;

1 балл - 10 и более высказываний, если внеситуативные высказыва­ния или познавательные вопросы составляют отО% до 20% из них;

2 балла - 10-25 высказываний, если от 20% до 30% из них составляют внеситуативные высказывания или вопросы познавательного характера;

3 балла - 26 и более высказываний, если от 20% доЗО% из них со­ставляют внеситуативные высказывания или вопросы познавательного характера;

4 балла - 20 и более высказываний, если более 30% из них составля­ют внеситуативные высказывания или познавательные вопросы. Внеситуативно-личностная форма общения". О баллов - 1-10 высказываний;

1 балл - 11 и более высказываний, из которых не менее 80% являются внеситуативными, а оценочные высказывания и вопросы познаватель­ного характера отсутствуют;

2 балла - 11 и более высказываний, если оценочные высказывания и вопросы познавательного характера составляют от 1 % до 10% всех вне­ситуативных высказываний;

3 балла - 11 и более высказываний, если оценочные высказывания и вопросы познавательного характера составляют от 10% до 20% всех внеситуативных высказываний;

4 балла - 11 и более высказываний, если оценочные высказывания и вопросы познавательного характера составляют более 20% всех внеси­туативных высказываний.

Затем путем суммирования вычислялось общее количество баллов, которое соответствовало определенному уровню общения ребенка с взрослым в каждой ситуации. Для получения целостной картины выво­дился общий результат по трем ситуациям (соответствующим ситуатив­но-деловой, внеситуативно-познавательной и внеситуативно-личностной формам общения).

Таким образом, для каждого ребенка были зафиксированы три ре­зультата, соответственно по каждой форме общения. Доминирующей формой общения ребенка была та, которая оценивалась наибольшей суммой баллов.

Помимо экспериментов по определению форм общения дошкольни­ков с ЗПР с взрослыми на этом этапе работы нами были организованы наблюдения за поведением детей во время их общения с взрослыми. В ходе этих наблюдений мы фиксировали средства общения, которыми пользовались дети при общении с взрослым (экспрессивно-мимические, предметно-действенные, речевые) и определяли, какие из них являются ведущими для каждого ребенка.

Второй этап - формирующий эксперимент.

В нем принимали участие дети только экспериментальной группы. На этом этапе работы усилия экспериментатора были сосредоточены на преодолении ситуативности в контактах дошкольников с взрослыми, их вовлечение в доверительные беседы на познавательные и личностные темы.

Методика формирующих опытов предусматривала 16 занятий, в ходе которых взрослый экспериментатор и дети осуществляли совместную деятельность. Нами были организованы занятия двух типов (по 8 заня­тий каждого типа). Занятия первого типа включали в себя чтение и об­суждение книг познавательного характера (о животных, рыбах, птицах, машинах и т.п.). Взрослый читал книгу, добиваясь понимания детьми ее содержания, объясняя, что нарисовано на картинках, подробно отвечая на вопросы. Затем детям предоставлялась возможность сообщить о сво­их знаниях в соответствующей области, причем экспериментатором по­ощрялась любая подобная попытка ребенка. По мере возможности взрослый пытался вовлечь в эту беседу всех детей, принимающих уча­стие в эксперименте.

Страницы: 21 22 23 24 25 26 27 28 29

ЦУСИМСКИЙ ПРОЛИВ , см. Восточный проход.

ТАТАРСКИЙ ЯЗЫК , относится к тюркским языкам (кыпчакская группа). Древняя письменность на основе арабского, современная - на основе русского алфавита.

БОРОПЛАСТИКИ , пластмассы, содержащие волокна бора в качестве упрочняющего наполнителя. Отличаются очень высокой механической прочностью. Применяются в авиастроении и ракетной технике.