Формирование общения у детей дошкольного возраста с проблемами в интеллектуальном развитии
Формирование общения у детей дошкольного возраста с проблемами в интеллектуальном развитии
Страница 29

Все обследованные нами дети, у которых преобладала ситуативно-деловая форма общения, способны к познавательному общению, а неко­торые даже поддерживали беседу на личностные темы, предлагаемые взрослым. Однако тщательное знакомство с поведением этих детей убе­дило нас в том, что они стремятся к ситуативно-деловой форме общения и в целом общение со взрослым для них проще и естественнее происхо­дит на основе деловых контактов.

Поведение одного ребенка во время экспериментов несколько отли­чалось от остальных. Опишем его в разных ситуациях общения.

Илья В. (подготовительная группа). Мальчик охотно согласился уча­ствовать в опытах. С первых минут он обратился к игрушкам. Но в об­щение со взрослым вступил с трудом, был немногословен и скован в своих действиях. Всего через 4 минуты он сам предложил эксперимен­татору почитать книгу. Со сменой ситуации общения мальчик почувст­вовал себя свободнее. Во время чтения и обсуждения книги делился со взрослым своими знаниями. И вместе с тем при общении он был пасси­вен. От беседы на личностные темы мальчик отказался.

Во время второго опыта поведение Ильи несколько отличалось. Он сначала рассмотрел игрушки, разложенные на столе, а потом решил по­читать книгу. Мальчик внимательно, с интересом слушал чтение книги. Но было заметно , что при общении со взрослым он напряжен. На во­просы экспериментатора отвечал односложно, своим мнением о прочи­танном поделиться отказался. После чтения книги Илья решил поиг­рать, говорил гораздо больше, но почти все высказывания были связаны с его действиями. Мальчик не хотел заканчивать игру, даже по истече­нии 15 минут. От личностной беседы Илья и в этот раз оказался.

Во время проведения третьего опыта поведение мальчика было ана­логичным тому, как он вел себя в первом эксперименте. Однако в игро­вой ситуации он чувствовал себя свободнее и больше говорил. От бесе­ды на личностные темы он снова отказался.

Все выше сказанное позволяет сделать вывод, о том, что мальчик на­ходится на переходном этапе от ситуативно-деловой к внеситуативно-познавательной форме общения. Это подтверждается и тем, что, как уже отмечалось, Илья набрал равную сумму баллов и в той, и в другой си­туациях. При этом уровень внеситуативно-личностной формы общения определить не удалось.

На этом этапе работы нами были также организованы специальные наблюдения за детьми с тем, чтобы определить следующие средства их общения со взрослым. Оказалось, что все испытуемые пользуются в ос­новном экспрессивно-мимическими и речевыми средствами общения, а к предметно-действенным прибегают относительно редко. Экспрессив­но-мимические средства общения детей не очень разнообразны. Чаще всего при общении со взрослым они улыбаются, иногда отмечалась иная мимика, отражающая их эмоциональное состояние. Во время наблюдений нами был отмечен тот факт, что при общении со взрослым дети очень редко на него смотрят, даже когда разговаривают с ним. Как пра­вило, в этот момент они увлеченно занимаются с игрушками или книга­ми, если же такого занятия нет, то просто отводят взгляд в сторону. Де­ти не пользовались выразительными движениями рук и тела, вокализа­циями. Экспрессивно-мимические средства общения оказались наибо­лее характерными для 5 детей (все они воспитанники старшей группы). У остальных из 10 испытуемых (3 из них воспитанники старшей груп­пы, а 7 - подготовительной) ведущими оказались речевые средства об­щения. Предметно-действенные средства общения были в основном представлены приближениями, удалениями ребенка, а также протягива­нием предметов взрослому. Ни для кого из испытуемых они не оказа­лись наиболее свойственными.

Страницы: 25 26 27 28 29 30 31 32 33

ЭСПАНДЕР (от лат . expando - распростираю, растягиваю), спортивный снаряд, обычно состоящий из двух ручек, соединенных несколькими резиновыми шнурами или пружинами, для развития мышц рук, груди и спины.

ГУБНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ , органы местного управления в России с 30-40-х гг. 16 в. по 1702 в масштабе губы. Состав: губные старосты, губные целовальники, дьячки. Ведали сначала сыском и судом по уголовным делам, затем другими вопросами текущего управления.

ЛОПАТИН Лев Михайлович (1855-1920) , российский философ и психолог. Редактор журнала "Вопросы философии и психологии", председатель Московского психологического общества (с 1899). Истолковывал учение о монадах Г. Лейбница и Р. Т. Лотце в духе персонализма, обосновывал свободу воли.