Формирование общения у детей дошкольного возраста с проблемами в интеллектуальном развитии
Формирование общения у детей дошкольного возраста с проблемами в интеллектуальном развитии
Страница 26

В этой серии занятий перед экспериментатором ставилась еще одна важная задача: формировать у детей интерес к книге, как источнику, со­держащему множество интересных фактов.

За основу занятий второго типа была взята дидактическая игра "Оцени поступок". Дети вместе с взрослым рассматривали картинку с проблемной ситуацией, экспериментатор рассказывал детям начало этой истории. Затем вместе с детьми взрослый последовательно рассматривал картинки, изображающие возможное продолжение истории (всего 4 варианта), и предлагал детям, глядя на картинку, рассказать, чем закон­чилась данная ситуация. После обсуждения всех вариантов продолже­ния истории экспериментатор вместе с детьми выбирал лучший из них.

После рассматривания и обсуждения картинок экспериментатор предлагал детям рассказывать об аналогичных случаях, происшедших с ними, их друзьями, виденных фильмах, мультфильмах или из книг.

Одно из важных требований занятий второго типа состояло в посте­пенном переходе детей от простой констатации фактов к характеристи­ке людей и оценке разнообразных явлений, к обсуждению с взрослым таких обобщенных тем, как дружба, честность, доброта людей; особый акцент ставился экспериментатором на согласовании мнений детей и взрослого.

Нам представляется, что в результате занятий обоих типов ребенок начинает ощущать потребность в сопереживании и взаимопонимании, у него формируются преимущественно внеситуативные познавательные и личностные мотивы общения, обеспечивающие реальную платформу для овладения внеситуативными формами общения (внеситуативно-познавательной и внеситуативно-личностной).

В ходе формирующих опытов постоянно стимулировалась актив­ность детей. При этом взрослый как старший партнер по общению вы­ступал с инициативой только в случае бездействия детей, в остальных же ситуациях он охотно шел им навстречу, предоставляя право выбора действий.

Третий, заключительный, этап - контрольный эксперимент состоял в выявлении изменений, происшедших у детей экспериментальной группы после занятий, основанных на организации познавательного и личностного общения. С этой целью были повторены опыты и наблю­дения констатирующего этапа по установлению у детей обеих групп (экспериментальной и контрольной) ведущих форм и средств общения.

2.2. Особенности общения с взрослым старших дошкольников

с интеллектуальной недостаточностью

Данные экспериментов по определению ведущих форм общения на 1 этапе свидетельствуют о том, что практически всем детям, участвовав­шим в опытах, свойственна ситуативно-деловая форма общения. Она оказалась ведущей у 19 из 20 обследованных детей. Один ребенок на­брал одинаковую сумму баллов в ситуативно-деловой и внеситуативно-познавательной ситуациях.

Таблица 1.

Ведущие формы общения у детей дошкольного возраста с ЗПР, ( в %).

Ведущая форма общения Количество детей  

Ситуативно-деловая 95

Внеситуативно-познавательная 5

Внеситуативно-личностная 0

Анализ протоколов показал, что на этом этапе все дети без исключения выбрали в первую очередь игру. Не очень охотно они принимали чтение книги экспериментатором. Предложение побеседовать у многих вызы­вало недоумение, смущение, а нередко и прямой отказ.

Страницы: 22 23 24 25 26 27 28 29 30

ИЛА , в ведийской и индуистской мифологии богиня жертвоприношения, жена Будхи.

ЭНДЖЕЛОУ (Angelou) Майя (р . 1928), афроамериканская писательница. Автобиографические романы "Я знаю, почему птица в клетке поет" (1970), "Всем детям божьим нужны дорожные башмаки" (1986) и др.

ДОЛГОРУКОВ-КРЫМСКИЙ Василий Михайлович (1722-82) , князь, российский генерал-аншеф (1762). В русско-турецкую войну 1768-74 главнокомандующий армией, которая в 1771 овладела Перекопскими укреплениями (14.6), разгромила в сражении при Кафе (29.6) турецко-татарскую армию и заняла Крым.