Формирование лексических навыков на старшем этапе обучения английскому языку Формирование лексических навыков на старшем этапе обучения английскому языкуСтраница 7
Каталог не решет вопрос соотношения упражнений и их последовательности. Этот справочник не зависит от методических концепций. Система упражнений всегда отражает методическую концепцию.
Каталог служит двум задачам:
1). Познакомить с новыми лексическими упражнениями.
2). Дать исчерпывающий набор лексических упражнений, которые можно использовать на любом этапе работы над лексикой.
Каковы же требования к каталогу и упражнениям в нем?
Каталог должен соответствовать конкретным задачам поиска в нем на основании определенных ориентиров. У школьного учителя и методиста в большинстве случаев эти поисковые ориентиры заложены его знакомством с основными проблемами системы лексических упражнений. Если таких ориентиров нет, то из каталога не узнаешь, как надо учить лексике.
Каталог – набор лексических упражнений, где от каждой единицы классификации дается исчерпывающий перечень упражнений.
При составлении каталога возникают трудности. Лексические упражнения можно классифицировать под большим количеством точек зрения:
1). По видам речевой деятельности, в которую включено слово – рецептивные и репродуктивные упражнения с дальнейшим делением последних на репродуктивные и продуктивные.
2). По стадиальности усвоения слова, т.е. по стадиям развития лексического навыка.
3). По направленности лексического упражнения на отдельные аспекты – фонетический, графический и т.д.
4). По направленности упражнений на создание определенного вида связи слова.
5). По тому, предполагает ли упражнение работу с изолированным словом или со словом в словосочетании или предложении (контекстные и неконтекстные упражнения по И.В. Рахманову).
6). По видам операций, проводимых с изучаемым словом (замена, вставка и т.д.).
7). По направленности лексических упражнений на усвоение нового слова или на повторение слов.
Упражнение в каталоге перечисляется по следующим основным видам деления:
РИХТЕР Ханс Тео (1902-69) , немецкий график. Работал преимущественно в Дрездене. Выразительные, лаконичные по изобразительным средствам, мастерские по технике литографии ("После купания", 1954).
ПУЛЬЧИ (Pulci) Луиджи (1432-84) , итальянский поэт. Фантастические рыцарские поэмы "Турнир" (1469), "Морганте" (между 1478-1480, 2-е изд. под названием "Большой Морганте", 1482) проникнуты гуманистическим вольнодумством, элементами народной "смеховой" культуры.
ХОМЯКОВ Алексей Степанович (1804-60) , русский религиозный философ, писатель, поэт, публицист, один из основоположников славянофильства, член-корреспондент Петербургской АН (1856). Ориентация на восточную патристику (учение о "соборности" и др.) сочеталась у Хомякова с элементами философского романтизма. Выступал с либеральных позиций за отмену крепостного права, смертной казни, за введение свободы слова, печати и др. Стихотворные трагедии "Ермак" (1832) и "Дмитрий Самозванец" (1833), лирические стихотворения, проникнутые гражданским пафосом ("России" и др.).