Формирование действия контроля в процессе работы над вычислительными приемами и навыками Формирование действия контроля в процессе работы над вычислительными приемами и навыкамиСтраница 15
Общеизвестно, что теоретической основой вычислительных приёмов служат определения арифметических действий, свойства действий и следствия, вытекающие из них. Имея это в виду и принимая во внимание методический аспект, можно выделить группы приёмов в соответствии с их общей теоретической основой. Существуют различные классификации вычислительных приёмов. Рассмотрим более детально классификацию вычислительных приёмов, предложенную Бантовой М.А., основанием которой является общность теоретической основы вычислительных приёмов, изучаемых в начальных классах.
Данную классификацию мы представили в виде таблицы.
Таблица 1.
Классификация вычислительных приёмов по общности теоретической основы
Группы вычислительных приёмов Теоретическая основа |
Устные |
Письменные | |
Табличные |
Внетабличные | ||
1. конкретный смысл арифметических действий |
а±2,3,4; 18:6; 2×3 и т.д. | ||
2. законы и свойства арифметических действий |
а+5,6,7,8,9 и т.д. |
54±2; 54±20; 27±3; 14×4; 81:3; 120:45; 18×40 и т.д. |
49+23; 90-36 и т.д. |
3. связи между компонентами и результатами арифметических действий |
а-5,6,7,8,9; 21:3 и т.д. |
9-7; 60:3; 54:18 и т.д. |
Письменные приёмы деления и умножения |
4. изменение результатов арифметических действий |
46+19; 25×5; 300:50 и т.д. |
512-298 и т.д | |
5. вопросы нумерации чисел |
а±1 |
10+6; 16-10; 1200:100; 40±20 и т.д. |
Письменные приёмы деления и умножения |
6. правила |
а±0 |
а×1; а:1; а×0; а:0; 0:а |
Как видим, все вычислительные приёмы строятся на той или иной теоретической основе, причём в каждом случае учащийся осознают сам факт использования соответствующих теоретических положений, лежащих в основе вычислительных приёмов.
Это реальная предпосылка овладения учащимися осознанными вычислительными навыками.
Общность подходов каждой группы – есть залог овладения учащимися обобщёнными вычислительными навыками.
Вычислительный навык – это высокая степень овладения вычислительными приёмами. Приобрести вычислительный навык – значит, для каждого случая знать какие операции и в каком порядке следует выполнять, чтобы найти результат арифметического действия, и выполнять эти операции достаточно быстро. В качестве сформированности полноценного вычислительного навыка можно выделить следующие критерии: правильность, осознанность, рациональность, обобщённость, автоматизм и прочность. Вместе с тем, учитывая, что ученик при выполнении вычислительного приёма должен отдавать отчёт в правильности и целесообразности каждого выполненного действия, то есть постоянно контролировать себя, соотнося выполняемые операции с образцом – системой операций, мы относим к основным критериям и степень овладения умением контролировать себя при выполнении вычислительного приёма.
ФОТОИСКУССТВО , вид изобразительного искусства, произведения которого создаются средствами фотографии.
ГИСТИДИН , гетероциклическая аминокислота. Входит в состав многих белков. Исходное вещество при биосинтезе гистамина и биологически активных пептидов мышц - карнозина и анзерина.
ТРАНСФЕРТ (франц . transfert, от лат. transfero - переношу, перемещаю),..1) перевод иностранной валюты или золота из одной страны в другую...2) Передача права владения именными ценными бумагами.