Формирование выразительной письменной речи как важнейшего компонента литературных способностей
Формирование выразительной письменной речи как важнейшего компонента литературных способностей
Страница 25

Воображение ученика, его умение воссоздать ситуацию и описать ее своими словами. Словарь его достаточно богат для этого, ответ относительно сложен и в синтаксическом отношении, интересен своей общей интонацией. Ответы более развернуты, более разнообразны по индивидуальному стилю речи.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА ЛИТЕРАТУРНОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ.

Методы исследования литературного развития охватывают его в

отношениях к другим элементам процесса обучения.

Самым эффективным является метод длительного целенаправленного наблюдения. Оно дает возможность охватить весь процесс литературного развития учащихся под воздействием обучения их в школе. Убедительные и достоверные данные, отражающие течение самого процесса, могут быть получены только в то время, которое совпадает с временным протеканием изучаемого процесса. Именно поэтому наблюдение, если оно правильно и целесообразно организовано, может дать исследователю сведения как о предшествующих, так и о последующих качественных состояниях, об их связях и зависимостях.

Наблюдение как метод исследования явлений и закономерностей процесса обучения литературе (также как и другим учебным предметам) опирается на положение психологии о существе наблюдения как метода психологического познания.

"Основным методом объективного научного психологического познания является познание психических явлений через те движения, действия, поступки, вообще внешние проявления человека, которые этими психическими явлениями регулируются", - пишет С.Л.Рубинштейн.

Принцип единства сознания и деятельности, которым руководствуются психологи при объективном подходе к изучению психических явлений, распространяется и на исследование учебной деятельности школьника, в которой объективируется работа его мышления, обусловленная спецификой предмета познания.

Психологическое наблюдение может на фоне полноты всего процесса обучения выделить для рассмотрения "крупным планом" какую-либо его сторону, какой-либо элемент. Строгое научное определение предмета наблюдения обеспечивает успех действия метода наблюдения, его результативность.

Страницы: 21 22 23 24 25 26 27 28 29

ГЕЙНС Владимир Константинович (1839-88) , российский общественный деятель. В 1860-х гг. член "Земли и воли", капитан Генштаба. С 1868 в эмиграции (псевд. Вильям Фрей). В США организовал русскую земледельческую коммуну, участник американского социалистического движения. Создал "религию человечества", близкую толстовству.

ЙИГЛАВА (Jihlava) , город в Чехии. 52 тыс. жителей (1991). Машиностроение, текстильная, деревообрабатывающая промышленность.

БРОМАТЫ , соли бромноватой кислоты HBrO3. Сильные окислители. KBrO3 и NaBrO3 применяют в аналитической химии.