Формирование выразительной письменной речи как важнейшего компонента литературных способностей
Формирование выразительной письменной речи как важнейшего компонента литературных способностей
Страница 59

1-я серия на понимание эпитетов состояла из пяти отрывков в стихах и четырех отрывков в прозе, для которых испытуемые должны были выбрать эпитеты из предложенных образцов (по три образца на задачу). Испытуемые, не зная, какие эпитеты являются авторскими, могли выбрать любое слово из трех предложенных образцов. Авторские эпитеты являются метафорическими, то есть с точки зрения художественной выразительности наиболее образными. Письменные объяснения причины выбора того или иного слова по замыслу методики должно было дать материал для выяснения того, в какой мере испытуемые руководствуются при выборе непосредственными представлениями (образами), эмоциональными моментами и логическими рассуждениями.

2-я серия на применение эпитетов состояла из пяти отрывков в стихах и четырех в прозе, в которых испытуемые должны были придумать девять эпитетов.

Аналогичным образом построены 1-я и 2-я серии опытов на понимание и применение метафор.

1-я серия на понимание метафор состояла из двух вариантов (оба в прозе), всего десять литературных задач. Первый вариант представляет собой связный текст с пропуском в одном случае метафорического глагола, в четырех случаях - метафор. В качестве образцов для выбора в каждом случае предлагалось, как и в 1-й серии на понимание эпитетов, три возможных способа заполнения пропусков. Второй вариант на понимание метафоры состоял из пяти отрывков. Оба варианта рассчитаны на то, чтобы выяснить, отдают ли предпочтение в своем выборе именно метафоре.

2-я серия на применение метафор состояла из варианта в стихах и варианта в прозе. Вариант в стихах содержал пять задач, рассчитанных на применение метафор или глаголов, которые при подстановке в текст образуют метафоры. Вариант в прозе представлял собой связный текст. При решении задач на применение метафор испытуемым представлялась полная свобода подбора слов и словосочетаний. В стихах разрешалось переставлять строчки (для удобства рифмовки), а также заменять в случае затруднения стихи прозой.

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

Стимульный материал к методике В.П.Ягунковой "Понимание и применение изобразительных средств языка школьниками".

1-я серия - на понимание эпитетов:

5 отрывков в стихах и 4 отрывка в прозе

Ливень (Майков)

Помнишь, мы не ждали ни дождя, ни грома,

Вдруг застал нас ливень далеко от дома.

Мы спешили скрыться под . . . . . . . . . . . елью,

Не было конца тут страху и веселью.

Слова для выбора: высокой, мохнатой, зеленой.

В октябре (Майков)

Мох не приподнят, не взрыт

Грудой . . . . . . . . . . груздей.

Около пня не висит

Пурпур брусничных костей.

Слова для выбора: последних, веселых, кудрявых.

С добрым утром (Есенин)

Улыбнулись . . . . . . . . . . . . березки,

Растрепали шелковые косы.

Шелестят . . . . . . . . . . . сережки,

И горят серебряные росы.

Слова для выбора: сонные, красивые, неторопливые; звонкие, зеленые, новые.

Страницы: 55 56 57 58 59 60 61 62 63

ЕЛИН ПЕЛИН (Элин Пелин) (наст . имя и фам. Димитр Стоянов) (1877-1949), болгарский писатель. В сборнике "Рассказы" (1904, 1911), в повести "Гераковы" (1911), "Земля" (1922) рисует жизнь болгарского села. Сборник стихотворений в прозе "Черные розы" (1928), сборник легенд "Под монастырской лозой" (1936).

ЦЭВЭГМЭД (Цэбэгмид) Дондогийн (1915) , монгольский писатель, ученый. Стихи, поэмы, рассказы, повести "Ученик Ганбат" (1940), "Встреча с детством" (1969) посвящены молодому поколению. Книга очерков "В Заалтайской Гоби" (1963). Роман "Первый учитель" (1982).

ЭТА , каста париев в Японии. К ней причислялись люди, занимавшиеся "нечистыми" (согласно буддийским канонам) профессиями (убой скота и т. д.). В 1871 каста париев была ликвидирована, но остатки их неравноправного положения сохранились до настоящего времени. Официально именуются буракумин (сокр. от токусю буракумин - жители особых поселков).