Фонетико-фонематическое недоразвитие речи Фонетико-фонематическое недоразвитие речиСтраница 31
Единственный путь осуществления логопедизации – это тесное взаимодействие логопеда и воспитателя (при разных функциональных задачах и методах коррекционной работы). Логопед определяет общие и частные задачи развития речи детей, совместно с воспитателем намечает объём и содержание всей речевой работы. Многие из коррекционных задач решались совместно. Воспитатель планировал свои фронтальные занятия по развитию речи, познавательному развитию, письму совместно с логопедом в соответствии с программой коррекционного обучения детей с ФФНР и соответствующим календарным планом логопедической работы.
При разработке методики коррекционного обучения особенно большое значение придавалось системе планирования логопеда и воспитателя при работе с детьми (см. приложения №4, 5).
2.2.1. Логопедическая работа в группе для детей
с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Основными задачами коррекционного обучения в подготовительной группе для детей с ФФНР в детском саду стали:
1) формирование и развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия;
2) формирование звукопроизношения;
3) формирование навыков дифференциации звуков;
4) формирование слоговой структуры слова и звуконаполняемости слога;
5) формирование звукослогового анализа и синтеза слова;
6) развитие лексики, грамматического строя и связной речи;
7) обучение послоговому чтению;
8) подготовка к обучению письму и обучение письму печатными буквами;
9) пропедевтическое формирование орфографических знаний и умений;
10) развитие познавательных процессов (мышления, образной, оперативной памяти, слухового и зрительного внимания, а также способности к концентрации, распределению и переключению внимания);
11) совершенствование пространственно – временных ориентировок;
12) развитие мелкой моторики рук;
13) развитие тактильных ощущений посредством дермалексии;
14) развитие конструктивного мышления;
15) развитие изобразительно – графических способностей;
16) развитие сукцессивных способностей.
2.2.2. Перспективное планирование работы логопеда и
воспитателя в подготовительной группе
I период обучения
(сентябрь, октябрь, ноябрь)
коррекционно-логопедическая работа
Общие речевые навыки |
1. Выработка чёткого, координированного движения органов речевого аппарата. 2. Обучение детей короткому и бесшумному вдоху (не поднимая плечи), спокойному и плавному выдоху (не надувая щёки). 3. Работа по формированию диафрагмального дыхания. 4. Работа над мягкой атакой голоса. Выработка у детей умения пользоваться громким и тихим голосом. |
Звукопроизношение |
1. Разработка речевого аппарата, подготовка к постановке звуков (проведение общей и специальной артикуляционной гимнастики). 2. Уточнение произношения гласных звуков и наиболее лёгких согласных звуков [M]-[M’], [Б]-[Б’], [Д]-[Д’], [H]-[H’], [B]-[B’], [Г]-[Г’], [П]-[П’], [T]-[T’], [Ф]-[Ф’], [K]-[K’], [X]-[X’]. 3. Постановка и первоначальное закрепление неправильно произносимых и отсутствующих в произношении детей звуков (индивидуальная работа). |
Слоговая структура слова |
1. Работа над односложными словами со стечением согласных в начале и в конце слова (мост). 2. Работа над двухсложными словами без стечения согласных (муха, домик). 3. Работа над трёхсложными словами без стечения согласных (малина, василёк). |
Языковой анализ и синтез |
1. Развитие слухового внимания на материале неречевых звуков (звучащие игрушки, хлопки). 2. Знакомство с гласными звуками: [A], [O], [У], [И], [Ы]. 3. Анализ и синтез звукосочетаний из 2 – 3 гласных звуков (ау, уа, оуэ и др.). 4. Выделение гласного в начале слова (Аня), в конце слова (пила), в середине односложных слов (шар, бык, стол и т. п.). 5. Подбор слов на заданные звуки. 6. Знакомство с согласными звуками: [M]-[M’], [Б]-[Б’], [Д]-[Д’], [H]-[H’], [П]-[П’], [T]-[T’], [K]-[K’], [X]-[X’], [C]-[C’], [З]-[З']. 7. Выделение изученных согласных звуков из слова (начало, конец, середина). 8. Знакомство с понятиями «гласный звук» и «согласный звук», «звук» и «буква», «твёрдый согласный звук» и «мягкий согласный звук», «звонкий» и «глухой». 9. Анализ обратных и прямых слогов с изученными звуками (ом, мо и т. п.). 10. Полный звуковой анализ и синтез трёхзвуковых слов с изученными звуками (ива, мак и т. п.) 11. Знакомство с буквами: А, О, У, Э, И, Ы, М, Б, Д, Н, П, Т, К, Х. 12. Выкладывание из букв, чтение прямых и обратных слогов с изученными буквами. |
Грамматический строй речи |
1. Отработка падежных окончаний имён существительных единственного числа. 2. Преобразование существительных в именительном падеже единственного числа в множественное число. 3. Согласование глаголов с существительными единственного и множественного числа. 4. Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже. 5. Согласование существительных с притяжательными местоимениями: мой, моя, моё, мои. 6. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами по теме «Овощи, фрукты» и т. п. 7. Согласование числительных два и пять с существительными. |
Лексика |
Расширение и уточнение словаря по темам: 1. «Хлеб», «Осень» (деревья), «Осень» (грибы, ягоды), «Овощи». 2. «Фрукты», «Птицы и насекомые осенью», «Дикие животные осенью», «Поздняя осень». 3. «Наше тело, лицо», «Одежда, обувь», «Семья», «Игрушки». |
Связная речь |
1. Составление простых распространённых предложений. 2. Обучение умению задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом. 3. Обучение составлению описательных рассказов. 4. Работа над диалогической речью (с использованием литературных произведений). 5. Обучение пересказу небольших рассказов и сказок (дословный и свободный пересказ). |
Мелкая моторика |
1. Работа по развитию пальчиковой моторики. 2. Обводка, закрашивание и штриховка по трафаретам (по лексическим темам I периода). 3. Составление фигур, узоров из элементов (по образцу). 4. Работа со шнуровкой и мелкой мозаикой. 5. Печатание пройденных букв в тетрадях. |
ЕСЕНСКИЙ (Jesensky) Янко (1874-1945) , словацкий писатель. Гражданская и интимная лирика; антифашистский сборник "Против ночи" (1945); сборник "Провинциальные рассказы" (1913); антибуржуазный сатирический роман "Демократы" (т. 1-2, 1934-38).
ГОТЛАНД (Gotland) , остров в Балтийском м., наибольший в Швеции. 2960 км2. Население 58 тыс. человек (1993). Высота до 83 м. Поверхность - плато с обрывистыми берегами, сложенное известняками и песчаниками, развит карст. Хвойные и широколиственные леса, торфяники. Земледелие, овцеводство. Разработка известняка. Главный город - Висбю.
ОРЕАДЫ (от греч . horos - гора), в греческой мифологии нимфы гор. Могли называться также по горам, где они обитали, - Киферонидами, Пелиадами и т. д.