Физиолого - педагогическая коррекция моторики кисти ведущей руки ребенка
Физиолого - педагогическая коррекция моторики кисти ведущей руки ребенка
Страница 14

5. Смягчение звука «л» и замена на «j» стуй, стуль ( стул ).

6. Звуки «г», «к», «х», или отсутствуют, или заменяются на «т», «д».

7. Затрудняются в произношении слов со стечением согласных.

8. Перестановка слогов, звуков.

9. Выпадение слогов.

Речь малыша развивается по подражанию, поэтому большую роль в ее формировании играет четкая, неторопливая, грамматически и фонетически правильная речь взрослых. Не следует искажать слова, имитировать детскую речь. В этот период необходимо развивать пассивный словарь ( слова, которые ребенок еще не произносит, но соотносит с предметами ). Постепенно у малыша развивается активный словарь ( слова, которые он употребляет в своей речи ).

К двум годам активный словарь у детей насчитывает 250 – 300 слов. В это же время начинается процесс формирования фразовой речи. Сначала это простые фразы из двух – трех слов, постепенно, к трем годам, они усложняются. Активный словарь достигает 800 – 1000 слов. Речь становится для ребенка полноценным средством общения. К пяти годам активный словарь у детей увеличивается до 2500 – 3000 слов. Удлиняется и усложняется фраза, улучшается произношение. При нормальном развитии речи к четырем – пяти годам у ребенка спонтанно корригируются физиологические нарушения звуко- произношения. К шести годам ребенок правильно произносит все звуки родного родного языка, имеет достаточный по объему активный словарь и практически овладевает грамматическим строем речи.

б. Проекция руки – одна из речевых зон мозга.

Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией.

Первой формой общения первобытных людей были жесты; особенно велика здесь была роль руки – она дала возможность путем указывающих, оборонительных, угрожающих и других движений развить тот первичный язык, с помощью которого люди объяснялись.

Позднее жесты стали сочетаться с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она долгое время оставалась связанной с жестикулярной речью ( эта связь дает себя знать и у современного человека ).

Все ученые, изучавшие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функции руки.

Выдающийся русский просветитель XVIII века Н.И. Новиков еще в 1782 г. утверждал, что « натуральное побуждение к действию над вещами » у детей есть основное средство не только для получения знаний об этих вещах, но и для всего их умственного развития.

Невропатолог и психиатр В.М. Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию.

Английский психолог Д. Селли также придавал очень большое значение « созидательной работе рук » для развития мышления и речи детей.

Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в поколение, так как люди выполняли руками все более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в человеческом мозге. Так развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.

Возвращаясь к анатомическим отношениям, важно отметить, что на данном этапе развития около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Особенно наглядно огромная площадь проекции кисти руки представлена на рисунке. Это так называемый гомункулюс ( человечек ) Пенфилда. В нем проекции всех частей тела в двигательной области показаны не только черточками ( их размер на схеме пропорционален размеру проекций частей тела в коре ), но и в образной форме. Именно величина проекции кисти и ее близость к моторной речевой зоне навели мысль о том, что тренировка тонких движений пальцев рук окажет большое влияние на развитие активной речи.

Страницы: 10 11 12 13 14 15 16 17 18

ПОРОГ , короткий участок реки с относительно большим падением уровня воды и повышенной скоростью течения. Образуется обычно в местах выхода на поверхность трудноразмываемых горных пород.

ЯКОБИ Карл Густав Якоб (1804-51) , немецкий математик, иностранный член-корреспондент (1830) и иностранный почетный член (1833) Петербургской АН. Брат Б. С. Якоби. Труды по вариационному исчислению, математическому анализу, дифференциальным уравнениям, теоретической механике.

ХИЛА (Gila) , река на юго-западе США, левый приток р. Колорадо. 1040 км, площадь бассейна 150 тыс. км2. В нижнем течении пересыхает. Средний расход воды 15 м3/с. Крупные плотины: Кулидж и Гиллеспи.