Физиолого - педагогическая коррекция моторики кисти ведущей руки ребенка
Физиолого - педагогическая коррекция моторики кисти ведущей руки ребенка
Страница 17

Итак, если развитие движений пальцев соответствует возрасту (норма), то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстает – отстает и развитие речи, хотя общая моторика при этом может быть в пределах нормы и даже выше. Проверка на большом количестве детей показывает, что это не случайность, а закономерность.

Сейчас для определения уровня развития речи с детьми первых лет жизни проводят такой опыт : просят ребенка показать один пальчик, два или три ( «сделай вот так» – и показывают, как это нужно делать ). Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, хорошо говорят ; если же пальцы напряженные, сгибаются и разгибаются только все вместе или, напротив, вялые («ватные») и не дают изолированных движений, то это – не говорящие дети. Таким образом, не услышав от ребенка ни одного слова, можно определить, как у него развита речь. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи добиться не удастся.

В невропатологии и дефектологии уже давно имелись наблюдения, говорившие о тесной связи функций речи и руки. Так, давно известно, что при травме или кровоизлиянии в речевой моторной области в левом полушарии у человека не только утрачивается речь, но и тонкие движения пальцев правой руки, хотя сама область двигательной проекции пальцев оставалась не затронутой. В конце прошлого столетия были описаны случаи поражения лобной области левого полушария без потери речи. Когда такие случаи тщательно изучили, то оказалось, что эти больные – левши и моторная речевая зона у них находится в правом полушарии. Развитие речевых зон в правом или левом полушарии в зависимости от того, является человек левшой или правшой, особенно убедительно показывает связь функций речи и руки. Это доказано и при изучении строения мозга. Уже упоминалось, что у ребенка – правши на протяжении первых двух лет жизни происходит усиленный рост речевой моторной области и созревание клеток в ней в левом полушарии, а у левши – в правом.

Убедительны также факты, полученные при обучении звуковой речи глухонемых детей. Одних из этих детей с раннего возраста обучают общаться с помощью крупных жестов, выполняемых всей рукой, других обучают так называемой дактильной ( пальцевой ) азбуке, когда пальцами изображают буквы и ребенок как бы «пишет» слова. Когда глухонемые дети приходят в школу и начинается обучение звуковой речи, оказывается, что те из них, которые разговаривали крупными жестами, поддаются обучению с большим трудом – оно требует многих и многих месяцев, те же дети, которые ранее разговаривали пальцами, очень легко овладевают звуковой речью.

Страницы: 13 14 15 16 17 18 19 20 21

ХАКС (Hacks) Петер (р . 1928), немецкий драматург. В пьесах "Колумб" (постановка 1954, новая редакция 1970), "Мельник из Сансуси" (1957), "Разговор в семействе фон Штейн об отсутствующем господине фон Гете" (1978) и др. на историческом материале поднимает актуальные нравственные и социальные проблемы. Эссе.

МАДЕРО (Madero) Франсиско Индалесио (1873-1913) , президент Мексики с 1911, один из руководителей Мексиканской революции 1910-17. Убит в результате контрреволюционного переворота.

ДЮМОН-ДЮРВИЛЬ (Dumont d'Urville) Жюль Себастьен Сезар (1790-1842) , французский мореплаватель и океанограф. В 1826-28 совершил кругосветное плавание на судне "Астролябия"; обнаружил следы погибшей экспедиции Ж. Лаперуза, исследовал о-ва Океании. В 1837-40 руководил экспедицией в Антарктику; открыл о. Жуанвиль, Землю Адели, Землю Луи Филиппа и др.