Физиолого - педагогическая коррекция моторики кисти ведущей руки ребенка
Физиолого - педагогическая коррекция моторики кисти ведущей руки ребенка
Страница 37

В процессе рисования у детей развиваются не только общие представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности, но формируются элементарные графические умения, столь необходимые для освоения письма. В процессе рисования дети учатся правильно обращаться с графическим материалом и осваивают различную изобразительную технику, в процессе чего у них развивается мелкая мускулатура руки : это рисование черными и цветными карандашами, фломастером, мелом, акварельными красками, гуашью. Безусловно, рисование способствует развитию мелких мышц руки, укрепляет ее. Но надо помнить, что при обучении рисованию и письму специфичны положения руки, карандаша, тетради (листа бумаги), приемов проведения линий. Эти особенности представлены в таблице :

Специфика положения руки, бумаги, карандаша при рисовании.

Характер движения руки, положение тетради, карандаша при письме.

Локоть и кисть ведущей руки находятся на весу.

Локоть и кисть ведущей руки лежат на столе.

Кисть повернута боком или книзу. Положение не фиксировано.

Кисть повернута книзу с опорой на мизинец.

Пальцы сравнительно далеко от отточенного конца карандаша.

Пальцы довольно близко к отточенному концу карандаша.

Бумага лежит прямо, ровно от края стола.

Тетрадь лежит с наклоном, угол направлен на середину груди.

Линии ведут ровно вверх и вниз, можно туда и обратно.

Линии ведут вниз с нажимом, вверх без нажима, обратно движения не проводятся.

Более широкий размах руки в сочетании с ограниченными движениями.

Движения руки строго ограничены.

Вместе с тем рисование тесно взаимосвязано с письмом и включает в себя много общих моментов : в процессе рисования и письма формируется учебная поза ребенка, он овладевает графическими умениями, учится точно соизмерять движения руки, подчинять их зрительному контролю, регулировать движения руки в соответствии со словом воспитателя (учителя). В ходе усвоения рисования и письма происходит правильное взаимодействие между восприятием предмета (рисование), знака (письмо) и его изображением, начертанием, регулируются усилия руки при нажиме.

Хорошо подготовить руку ребенка к письму поможет рисование орнаментов на листах в клетку ( графические упражнения ) сначала простым карандашом, затем цветными. Выполнять такие упражнения можно с 5 – 6 лет. Дети с интересом занимаются подобным рисованием. Когда рука ребенка немного окрепнет, то рисунки в его исполнении становятся опрятнее и красивее. Не нужно заставлять ребенка рисовать орнаменты. Постарайтесь заинтересовать его этим занятием. Обязательно нужно показать сначала, как это делается. Графические упражнения не являются главным компонентом изобразительной деятельности пяти – шестилетних детей и поэтому не должны в ней преобладать. Графические листы для упражнений могут быть подготовлены самими воспитателями или родителями.

Страницы: 33 34 35 36 37 38 39 40 41

ТОРГПРОМ (Российский торгово-промышленный и финансовый союз) , эмигрантская организация, выступавшая против советской власти. Основана в Париже в 1920. ЦК организации: Н. Х. Денисов (председатель), А. О. Гукасов, С. Г. Лианозов, Л. А. Манташев, Г. А. Нобель и др. Неофициальный орган - газета "Возрождение" (1925-1940). В 1940 прекратила существование.

МОРОЗНИК , род многолетних трав семейства лютиковых. Св. 20 видов, преимущественно на юге Европы (в т. ч. на Украине) и на Кавказе. Цветут зимой и ранней весной. Корневища содержат сердечные гликозиды, используемые в медицине. Ядовиты. Декоративные растения, некоторые - медоносы.

ЕВРАЗИЙСТВО , идейно-политическое и философское течение в русской эмиграции 1920-30-х гг. Началом движения стал выход сборника "Исход к Востоку" (София, 1921) молодых философов и публицистов Н. С. Трубецкого, П. Н. Савицкого, Г. В. Флоровского и П. П. Сувчинского. Историофилософская и геополитическая доктрина евразийства, следуя идеям поздних славянофилов (Н. Я. Данилевский, Н. Н. Страхов, К. Н. Леонтьев), во всем противопоставляла исторические судьбы, задачи и интересы России и Запада и трактовала Россию как "Евразию", особый срединный материк между Азией и Европой и особый тип культуры. На 1-м этапе движения евразийцы осуществили ряд плодотворных историко-культурных разработок; однако затем евразийство все более приобретало политическую окраску, наследуя "сменовеховству" в признании закономерности русской революции и оправдании большевизма. Эта тенденция, усиленно проводившаяся левым крылом евразийства (Сувчинский, Л. П. Карсавин, П. С. Арапов, Т. П. Святополк-Мирский и др.), сочетавшаяся с проникновением в движение агентуры Государственного Политического Управления (Н. Н. Ланговой, С. Я. Эфрон и др.), вызывала протест другой части евразийцев и после ряда расколов на грани 20-30-х гг. евразийство пошло на убыль.