Феномен програмированного обучения
Феномен програмированного обучения
Страница 11

• Содержание корректирующих рамок следует опре­делять на основе тщательного анализа ошибок, допускае­мых в области отдельных учебных предметов учениками определенных классов.

• Суждения, понятия, законы, принципы и т. п., входящие в содержание разветвленной программы, должны быть представлены в разных контекстах содержа­тельно между собой связанных рамками текста, причем в корректирующих рамках следует приводить примеры, целью которых является всестороннее выявление содер­жания каждого обобщения. Структура разветвленной программы показана на рис. 2. Из представленной схемы следует, что самым коротким путем продвигаются учащиеся, которые правильно отвеча--ют на вопросы, содержащиеся в основных рамках (1, 2, 3 и т.д.). В свою очередь, остальные учащиеся отсылаются к корректирующим рамкам, где они получают дополни­тельную информацию, позволяющую им устранить ошибки, допущенные в ходе учения по программе. Многочис­ленные разветвления, показанные на схеме, обосновывают название программы — разветвленная.

Рис. 2. Схема разветвленной программы

• ЗБ • Закрепляющий блок

Кроудеровская программа разветвленная

1. По мнению Н. А. Кроудера, автора разветвленной программы, успех учения зависит не столько от «безошибочного марша прохождения текста «мелкими шагами», сколько от глубокого и всестороннего анализа содержания, которым должен сознательно овладеть учащийся. Такой анализ возможен тогда, когда учащийся:

1) имеет дело с большими, чем в линейной программе, дозами ин­формации (шагами программы);

2) выбирает правильный ответ на включенные в программу вопросы среди нескольких неполных или даже ошибочных ответов;

3) и случае выбора (узнавания) правильного ответа переходит к следующему шагу программы или возвращается к исходному пункту и заново изучает содержание данной рамки, если на заданные в ней вопросы он отвечает неверно.

I. Шаги в разветвленной программе: а) по размеру такие же, как и в линейной (см. рамку 2); б) более мелкие, чем в линейной программе (рамка 3); в) более крупные, чем в линейной программе (рамка 4).

II. Изучение разветвленной программы предполагает нахождение ответа путем:

а) распознания (рамка 5); б) конструирования (рамка 6).

III. В разветвленной программе (действует, не действует) принцип предупреждения ошибок.

При ответе «действует» переходите к рамке 7, в противном случае — к изучению смешанной программы .

2. Ответ: «В разветвленной программе размер шагов такой же, как и в линейной».

Неправильно, потому что, согласно Кроудеру, глубокий и всесто­ронний анализ изучаемого учащимся текста требует создания шагов (ра­мок) со значительно большим запасом информации, чем тот, с которым мы сталкиваемся в отдельных рамках линейной программы.

Вернитесь к рамке 1, прочтите ее заново и выберите правильный ответ.

3. Ответ: «В разветвленной программе шаги более мелкие, чем в линейной».

Неверно, так как шаги, из которых образуются линейные про­граммы, в целом складываются только из одного предложения. Именно поэтому их содержание определяется понятием «микроинформация». Каждый шаг разветвленной программы (рамка) содержит более одного предложения. Вернитесь к рамке 1, прочтите ее еще раз и выберите правильный ответ.

Страницы: 7 8 9 10 11 12 13 14 15

ОТДЕЛИТЕЛЬ , электрический аппарат (узел выключателя) для автоматического отключения отдельных участков электрической сети высокого напряжения при отсутствии в них тока. Время отключения не превышает 0,1 с.

ВАХТАНГ VI Законодатель (1675-1737) , наместник, затем царь Картли (1703-24). В 1724 низложен иранцами; эмигрировал в Россию.

ЖУКОВСКИЙ Валентин Алексеевич (1858-1918) , российский иранист, член-корреспондент РАН (1917; член-корреспондент Петербургской АН с 1899). Труды по персидскому языку и литературе, фольклору, этнографии, истории.