Учебное сотрудничество как средство оптимизации обучения иностранному языку Учебное сотрудничество как средство оптимизации обучения иностранному языкуСтраница 11
Во взаимодействии учителя и ученик особое значение имеет учёт психологических закономерностей формирования ведущей мотивации у детей. Учитель должен опираться на реальные познавательные интересы и желания учеников общаться на английском языке. Это является обязательной предпосылкой иноязычной речевой деятельности, как и всякой деятельности вообще. Мотивацию у детей можно создать за счёт использования широкого контекста общих познавательных и социальных мотивов учеников (стремление учеников дать правильный ответ, высказать собственное мнение, показать перед лицом сверстника свои способности). В данном случае учитель опирается на положительные эмоции ученика, вызванные хорошей оценкой (10,28-29).
Вывод: Таким образом, мы дали характеристику психологических особенностей двух типов взаимодействия («Учитель-ученик », «ученик-ученик »). Выделенные нами типы связаны между собой по степени сложности. Овладение каждой более простой формой сотрудничества является обязательным условием успешного овладения более сложной формой. Поэтому на уроках иностранного языка переходить к более сложным формам типов сотрудничества можно только тогда, когда обеспечено достаточно свободное владение всеми предыдущими способами взаимодействия.
§4. Как достигается сотрудничество преподавателя и обучаемого.
Развитие умения учиться – это необходимость, которая влияет на оптимизацию учебного процесса.
Well begun is half done – гласит английская пословица. Многое на занятии зависит от того, как преподаватель его начнёт. Не следует останавливаться на явно неприемлемых способах начала занятия («Проверим домашнее задание» или «Сегодня мы пройдём простое прошедшее время»). Это не всегда соответствует психологии сотрудничества (4,4).
Стремясь создать атмосферу общения на занятии, преподаватель может начать его с непринуждённой беседы, подобно той, которую можно услышать между несколькими приятелями. Такая беседа перерастает в задания урока, учащиеся вовлекаются в беседу, преподаватель не становится контролёром, урок эмоционален, атмосфера дружелюбна. Но как не парадоксально, даже в этом случае характер взаимодействия между учителем и учеником ещё не равенство сотрудников. Чтобы этого достичь Я.М. Колкер предлагает свои рекомендации.
Итак, с самого начала занятия, при постановке цели, учитель обусловливает, каким будет контакт между ним и учащимся. До начала урока учитель решает, что целесообразнее - натаскать или научить учеников, как лучше преодолеть данный вид трудности; какой должна быть структура урока. И если преподаватель выступает за подлинное сотрудничество с обучаемым, он, :
- ставит цель урока так, чтобы она соответствовала реальным целям общения;
- помогает ученику осознать не только цель урока, но и пути её достижения.
Тогда ученик сможет понять, какую пользу несёт ему каждый новый тип задания. В условиях сотрудничества у него будет возможность выбрать свой способ решения задачи. И тогда сам процесс обучения окажется для ученика не менее интересным, чем его результат.
Что же касается этапа тренировки, то сотрудничество учителя и ученика, заключается в том, что даже запоминание изолированных слов может быть увлекательным и несложным процессом, если он будет использовать пути установления логических ассоциаций. Вот пример задания, основанного на перечислении:
Какие свойства человека вы перечислили бы, чтобы показать что он вам не нравится, несмотря на его достоинства, или, напротив, что вы склонны простить ему его недостатки за его положительные качества:
ЦИЛЛЕ (Zille) Генрих (1858-1929) , немецкий график. Основал журнал "Эйленшпигель" (1928). В карикатурах и иллюстрациях вскрывал пороки буржуазного общества, правдиво изображал быт берлинской бедноты (цикл "Дети улицы", 1912).
УОЛФИШ-БЕЙ (африкаанс Walvisbaai , англ. Walvis Bay, Walfish Bay) (Китовая бухта), залив Атлантического ок. у берегов Намибии (Африка). Длина 10 км, ширина у входа более 10 км, глубина до 9 м. Порт - г. Уолфиш-Бей.
РЕРИХ Николай Константинович (1874-1947) , российский живописец, театральный художник, археолог, путешественник, писатель. Отец востоковеда Ю. Н. Рериха и художника С. Н. Рериха. Член "Мира искусства". С 20-х гг. жил в Индии. Эмоциональные, красочно-декоративные композиции, навеянные историей Др. Руси ("Гонец", 1897), индийской и тибетской природой и мифологией ("Помни", 1945). Рерих рассматривал историю и природу как процесс единой "космической эволюции". В 1924-28 совместно с Ю. Н. Рерихом и в 1934-35 совершил экспедиции в Индию, Китай, Монголию и другие страны Центр. и Вост. Азии (книги "Сердце Азии", 1929, "Врата в будущее", 1936). Инициатор движения в защиту памятников культуры (в 1954 заключен Международный пакт Рериха по охране культурных ценностей); основал Институт гималайских исследований в Нигаре - "Урусвати" (1929-42; совместно с Ю. Н. Рерихом). Сборник стихов "Цветы Мории", 1921; прозаические книги эссеистского и дневникового характера: "Пути Благословения", 1924, "Твердыня Пламенная", 1932, "Нерушимое", 1936, "Алтай-Гималаи", на русском языке - 1974, и др. В Москве создан Международный центр Рерихов (1992; преобразован из Советского фонда Рерихов).---РЕРИХ Николай Константинович [27 сентября (9 октября) 1874, Петербург - 13 декабря 1947, Наггар, долина Кулу, штат Пенджаб, Индия], российский художник, археолог, писатель и философ-мистик. Один из самых ярких и популярных мастеров русского символизма и модерна, человек-легенда.Родился в семье нотариуса. Учился в Академии художеств (1893-97) у А. И. Куинджи, а также в студии Ф. Кормона в Париже (1900-01). Был членом объединения "Мир искусства", занимая пост его председателя в 1910-18.На рубеже веков активно занимался археологическим изучением славянских и угро-финских древностей в Петербургской, Новгородской, Псковской, Тверской, Ярославской губерниях. В 1899-1904 написал большой цикл архитектурно-исторических живописных этюдов Пскова, Ростова Великого, Смоленска, Изборска и др. русских городов; в национальной романтике этих образов, своей красочной лепкой проникновенно воссоздающих фактуру древних пейзажей и построек, органично соединил археологию с искусством. Охрана памятников старины становится для него насущной философской проблемой, обеспечивающей верную историческую перспективу, "искания будущей жизни" (как он пишет в очерке "Иконы", 1910).Начало путиВ исторических картинах молодого мастера ["Гонец" ("Восста род на род"), 1897; "Заморские гости", 1901; "Город строят", 1902; "Бой", 1906; все - Третьяковская галерея] палитра со временем становится все ярче, эпизоды минувшего претворяются в подобия символических откровений о судьбах мировых культур, являющих свои общие архаические корни. Историческое развитие все чаще предстает как цепь вселенских катаклизмов ("Небесный бой", 1912, Русский музей, - где грозная игра тяжелых облаков словно дублирует битву на земле), средоточием образов нередко становятся легендарные фигуры героев и святых ("Пантелеймон-целитель", 1916, Третьяковская галерея; "Три радости", 1916, Русский музей). Свои феерические красочные видения художник плодотворно воплощает и в сценографии (оформление спектаклей: "Пер Гюнт" Г. Ибсена (1912, в Московском Художественном театре), "Тристан и Изольда" Р. Вагнера (1912, неосуществленная постановка), "Весна священная" И. Ф. Стравинского (1913, антреприза С. П. Дягилева в Париже), "Князь Игорь" А. П. Бородина (1914, антреприза Дягилева в Лондоне). В этот период Рерих также активно работает и в монументально-декоративном искусстве, став одним из самых ярких представителей "церковного модерна", обновляющего традиционную византийскую иконографию. Однако наиболее крупные его монументальные работы - росписи церкви св. Духа в Талашкине под Смоленском (1911-14, с композицией "Царица Небесная на берегу Реки Жизни", где мастер соединил христианскую и древнеязыческую природную символику), а также панно "Сеча при Керженце" и "Покорение Казани" для Казанского вокзала в Москве (1915-16) не сохранились.Литературное творчествоНа смену ранним археологическим научным публикациям и художественно-критическим обзорам Рериха приходит его зрелое литературное творчество, представленное в первом (и единственном) томе собрания сочинений (1914) и сборнике стихов "Цветы Мории" (1921). Он создает свои (по выражению М. Горького) "письмена" об исторических судьбах Востока и Запада, их глубинной взаимосвязи, обращаясь к самым различным жанрам - к сказке, легенде и притче, поэме и былине, философскому эссе, дидактической проповеди, наконец, к поэтическим комментариям о собственных картинах.Трансгималайская экспедицияПосле Октябрьской революции у Рериха устанавливается достаточно сложное и противоречивое отношение к новой власти. С одной стороны, он резко осуждает революционное насилие и вандализм, с другой стороны принимает все случившее с Россией как знамение исторических судеб, неизбежную мировую катастрофу - и стремится наладить сотрудничество с большевиками. С 1920 он живет за рубежом, главным образом в США. С 1923 начинает из Сиккима свою знаменитую Трансгималайскую экспедицию с целью исторического, этнографического и топографического исследования Внутренней Азии. Постоянно находясь на скрещении геополитических интересов различных государств, Рерих в процессе экспедиции закрепляет свой все более значительный международный авторитет - в роли своего рода мирового посредника. В 1925 он через Синцзян приезжает в Москву и передает советским руководителям "послание махатм", духовных учителей Востока, в котором приветствуются социалистические преобразования в России. В 1926-28 через Алтай, Монголию и Тибет возвращается в Сикким. Для обработки результатов экспедиции и дальнейших изысканий - как гуманитарных, так и естественнонаучных - Рерих в 1929 учреждает Институт гималайских исследований (или Институт Урусвати - от санскритского слова, означающего "утренняя заря") в долине Кулу (Западные Гималаи), сделав его постоянной своей резиденцией. Духовным итогом путешествий по Внутренней Азии стали книги "Алтай-Гималаи" (1927), "Сердце Азии" (1929) и "Шамбала" (1930).Классический художественный стиль РерихаНо гораздо более известны живописно-художественные итоги этих лет. В конце 1910-20-х гг. закрепляется классический стиль Рериха-художника. Обладая фантастическим трудолюбием, он (работая теперь почти исключительно темперой) пишет сразу несколько картин, которые слагаются в единые циклы, "подчиненные одной сущности", "спаянные в незыблемом соответствии красок и формы" как "ожерелья из самоцветов" (по его собственным словам из притчи "Пламя", 1918). Сквозь сильные, яркие по цвету, как бы "космические" образы величественной природы, древних монастырей и символических монументов (наскальные знаки, оживающие фигуры богов и героев) проступают религиозно-буддийские или фольклорные лейтмотивы - Будды-Майтрейи как олицетворения грядущего всесовершенного мирового порядка или Гэсэра, воина-освободителя из монгольского эпоса. Горные вершины воспринимаются как монументальная граница Шамбалы, мистического царства справедливости с царями-жрецами. Лишь одним из многих примеров может служить цикл "Майтрейя", который Рерих в 1926 подарил М. Горькому (Нижегородский художественный музей).Все больше сил Рерих - вместе с женой, Е. И. Шапошниковой, создавшей в 1920-30-е гг. учение Агни-Йоги ("Огненной йоги"), - отдает теософии, понимаемой не только как мистическое, но и как общественное движение. Последователей Рериха во многих странах мира увлекает провозглашенная им просветительская миссия охраны памятников истории от разрушительного натиска современной цивилизации. Свои философские проповеди он издает в книгах "Держава Света" (1931) и "Твердыня пламенная" (1933), а мистическое кредо живописно выражает в картинах "Матерь Мира" (1924) и "Мадонна Орифламма" ("Владычица Знамени Мира", 1933). Культуроохранительные идеи Рериха, идеи "Мира через Культуру" воплощаются в специальном Пакте его имени, который лег в основу международной конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, заключенной в Гааге в 1954.Продолжая активно работать как живописец, Рерих в поздний свой период пишет также и огромные циклы автобиографических очерков - "Листы дневника" (1934-35) и "Моя жизнь" (1936-47). Поддерживая дружеские связи с выдающимися деятелями индийской культуры - в т. ч. с Р. Тагором и Дж. Неру - он вносит большой вклад в развитие русско-индийских отношений.Среди верных соратников мастера были его жена Е. И. Шапошникова, а также сыновья, востоковед Ю. Н. Рерих и художник С. Н. Рерих. Музей Рериха был открыт в 1924 в Нью-Йорке. В Москве (с 1992) существует Международный Центр Рерихов. Ряд наиболее значительных книг Рериха в последнее время переиздан.Сочинения:Из литературного наследия. М., 1974.Зажигайте сердца. М., 1975.Литература:Беликов П. Ф. Библиография произведений Н. К. Рериха // "Уч. зап. Тартуского гос. ун-та". Тарту, 1968. Выпуск 217. С. 265-282.Держава Рериха. М., 1993.Утренняя Звезда.: Альманах Международного центра Рерихов. 1993 - .М. Н. Соколов