Учебно-воспитательный процесс в начальной школе на основе межпредметных связей Учебно-воспитательный процесс в начальной школе на основе межпредметных связейСтраница 23
Определяя средства и пути помощи школьникам в ситуации затруднения при осуществлении межпредметных связей, мы исходим из 3 уровней анализа задачи, выявленных в работах И. С. Светловской:
I. учащийся сам извлекает нужное знание для решения задачи из прошлого опыта.
II. нужное знание «приближено» к учащемуся в виде вспомогательной задачи, предлагаемой учителем в нужный момент.
III. учащемуся предлагается только один элемент знания в виде «подсказки». [21, с. 57-58]
Итак, в процессе овладения учащимися инструментом межпредметного синтеза, когда реализация познавательных потребностей затруднена, на начальной стадии этой работы возможен следующий путь: «учитель – образец деятельности для учащихся ® «приближение» ® «подсказка» ® самостоятельная работа школьников. В дальнейшем, по мере овладения учащимися механизмом установления межпредметных связей, звенья этой цепи будут убывать в направлении слева на право, но этот процесс не будет прямолинейным: в нем будут и возвраты и перестановки местами некоторых элементов приведенной цепочки соотношения педагогического руководства учителя и самостоятельной работы школьников.
5. Постоянное упражнение учащихся по развитию самостоятельности в установлении межпредметных связей: поиск необходимых опорных знаний, развитие организационных умений по осуществлению межпредметных связей. Этот педагогический путь II способа тесно связан с уже рассмотренными путями, непосредственно вытекает из них и продолжает их.
6. Применение гибких форм взаимодействия участников педагогического процесса по реализации межпредметных связей: проведение межпредметных письменных работ, семинаров, конференций, экскурсий; координация деятельности учителей – установление многосторонних и разноплановых контактов между ними.
Какие же можно сделать выводы по представленным материалам созидательного способа опытной работы?
1. Организация учебного процесса по осуществлению многосторонних межпредметных связей на уровне ведущих идей носит поступательно развивающий характер. Движущей силой в осуществлении межпредметных связей является противоречие между возникающей проблемой и возможностью ее решить на базе одного учебного предмета.
2. Каждая учебная тема, подтема, изучаемая на широкой межпредметной основе, представляет собой очередной этап в организации работы по установлению межпредметных связей, их реализации, качественного развития знаний школьников, повышение профессионального мастерства учителей. [21, с. 59-60]
3. Осуществление межпредметных, внутрипредметных и внутрикурсовых связей в их органическом единстве обеспечивает доступность изучаемых учебных предметов, внутреннюю и внешнюю преемственность и логическую последовательность на различных ступенях обучения.
2.3. Разработка конспектов уроков
Осень золотая
(интегрированный урок по природоведению, музыке, чтению)
Тема: признаки осени.
Цели: обобщить знания учащихся о характерных признаках в живой и неживой природе осенью; развивать речь учащихся, творческое воображение через слово, музыку, живопись; воспитывать бережное отношение к природе.
ТЕЛЕТЕРМАЛЬНЫЕ МЕСТОРОЖДЕНИЯ (от теле ... и греч. therme - тепло, жар), залежи полезных ископаемых, удаленные от находящихся в глубине Земли магматических пород, с которыми предполагается их родственная связь через горячие минерализованные водные растворы. К телетермальным месторождениям принадлежат некоторые месторождения сурьмы, ртути, барита, флюорита.
КОЛДЕР (Calder) Александер (1898-1976) , американский скульптор-абстракционист. Один из создателей кинетического искусства. Подвесные подвижные конструкции ("мобили") Колдера выполнены из металлических листов и проволоки, при движении образуют композиционные варианты.
АБЭ Кобо (1924-93) , японский писатель. В романах-притчах "Женщина в песках" (1962), "Чужое лицо" (1964), "Сожженная карта" (1967) - нравственно-философская проблематика, мотивы безысходности, трагического одиночества в современном мире; в гротескно-фантастическом романе "Человек-ящик" (1973), "Ковчег "Сакура"" (1984) и в пьесах ("Мужчина, превратившийся в дубинку", 1960; и др.), не свободных от элементов рационалистического анализа, - тотально враждебный миру герой, усиление социально-критических тенденций.