Теоретические основы формирования мировоззренческой устойчивости в средней школе Теоретические основы формирования мировоззренческой устойчивости в средней школеСтраница 4
Итак, формирование понятия о физической картине мира есть процесс постепенный. Обычным сообщением научных знаний невозможно сформировать данное понятие. Учащиеся усваивают конкретные физические данные, но не могут подняться до уровня мировоззренческих проблем. В связи с этим, третьей составной частью процесса создания у учащихся представлений о физической картине мира является диалектико-материалистическое истолкование основ физики. Раскрытие диалектико-материалистического характера физических явлений помогает учащимся глубже осознать сущность физических явлений и закономерностей. Поэтому на уроках необходимо употреблять термины «материя», «движение», «пространство», «время» и раскрывать их смысл, т.е. необходимо в самом общем виде познакомить учащихся с некоторыми философскими положениями. Кроме того, связь физики и философии есть характерная черта современной физической науки, а преподавание физики должно отражать современный научный уровень.
Итак, формирование представлений о физической картине мира опирается на усвоение учащимися фундаментальных физических понятий и идей с выявлением их мировоззренческой части, на постепенное раскрытие понятия физической картины мира и ее эволюции и на диалектико-материалистическое истолкование основ физики.
1.3. Процесс научного познания как способ учения.
Вторым компонентом процесса формирования научного мировоззрения на основе обучения физике является формирование знаний о процессе научного познания. Это связано с тем, что научное мировоззрение включает в себя не только понимание того, что из себя представляет окружающий мир, но и того, как человек познает мир. Кроме того, знание о процессе научного познания позволяют ученику лучше понять суть физических явлений, законов, теорий.
До недавнего времени физика в средней школе была представлена в основном как система предметных знаний. Однако физическая наука включает в себя не только систему знаний, но и определенную область общественно-производственной практики, а именно процесс добывания знаний. Поэтому методологический аспект физических знаний должен быть раскрыт в такой же мере, как фактологический (предметный) аспект.
Знания о знаниях называют методологическими. Понятие «методология» является производным от понятия «метод». «Метод – … в самом общем значении способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность». (Философский словарь. – М., 1975г., стр.241). Сюда входят разнообразные эмпирические и теоретические приемы, систематическое применение которых приводит к достижению поставленной цели. Многие выдающиеся ученые прошлого и настоящего времени отмечали огромную роль метода в исследовательской работе.
В процессе развития научных данных о природе и обществе были открыты многие методы и приемы исследовательской деятельности. В философии их систематизируют, выделяя следующие три группы:
1) Методы, обладающие атрибутом всеобщности и применяемые во всех сферах деятельности для получения как обыденного, так и научного знания. Это общелогические методы. К ним можно отнести анализ и синтез, индукцию и дедукцию, абстрагирование и обобщение, и т.д.
МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ИНЖЕНЕРОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА им . В. П. Горячкина (МИИСП), основан в 1930, современное название с 1960. Готовит кадры по машиностроительным, приборостроительным, инженерно-педагогическим и др. специальностям. В 1993 3,8 тыс. студентов.
МСТЕРСКАЯ ВЫШИВКА , традиционный русский вышивальный промысел, сложившийся в Мстере. История промысла насчитывает несколько столетий. Его основу заложили в 18 веке монахини женского монастыря Иоанна Милостивого, украшавшие золотым и серебяным шитьем по бархату и атласу предметы церковного ритуала - хоругви, плащаницы, воздухи. Вышивка белой гладьюВ сер. 19 в. в Мстере сложился местный тип вышивки белой гладью с миниатюрными растительными узорами по тонким белым хлопчатобумажным тканям - маркизету и батисту. Изысканные гирлянды и букеты украшали постельное и столовое белье, портьеры, женскую и детскую одежду. Сложной техникой мстерской белой глади владели большинство жительниц села, а традиционное для монастырского шитья высокое качество сделало их продукцию очень популярной на российском рынке. Организация артелиВ 1923 в Мстере была организована артель художественной вышивки (ныне строчевышивальная фабрика). До середины 1930-х гг. изделия мстерских вышивальщиц в основном шли на экспорт.В 1940-1950-х гг. в мстерскую белую гладь пришли сюжетные мотивы - темы из русских сказок, песен, жанровые сцены. Сохранились и традиционные травные орнаменты, в которые часто включаются миниатюрные фигурки птиц. Использование "владимирского шва"В 1950-х годах мстерские мастерицы стали использовать технику цветной владимирской глади, прежде широко бытовавшую на Владимирщине (в настоящее время сохранилась также в г. Александрове). Так называемые "владимирские швы" - яркая красочная вышивка крупными стежками красной нити (мулине, пасма, шерсть) с небольшими вкраплениями синего, зеленого и желтого цветов - применяются преимущественно для оформления женской одежды и столового белья."Русская гладь"В то же время в Мстере сложился и новый тип вышивки - "русская гладь": растительный узор выполняется швом "вперед иголку" по прямой нити ткани рядами стежков, плотно прилегающими друг к другу. Вышивку дополняют разнообразные "разделки" - стяги, мережки, ажурная сетка или сетка по ткани.Большой вклад в развитие мстерской вышивки внесли художницы В. Н. Носкова, Т. М. Дмитриева-Шульпина, Н. М. Короткова, виртуозные вышивальщицы В. Г. Живарева, З. П. Сенькова, Е. В. Зайцева, Т. С. Воронина и др.Литература:Бакушинский А. В., Василенко В. М. Искусство Мстеры. М.; Л., 1934.Воронова Л. И. Владимирские швы. М., 1952Воронова Л. И. Мстерская белая гладь. М., 1954.Работнова И. П., Яковлева В. Я. Русская народная вышивка. М., 1957.Н. В. ГаевскаяА. Л. Иорданский
ЧИНГИСИДЫ , потомки Чингисхана, правящие династии, основанные его сыновьями: Джучи, Джагатаем, Угедеем, Толуем; внуками: Хулагу-ханом (династия Хулагуиды) и др.