Теоретические основы формирования мировоззренческой устойчивости в средней школе Теоретические основы формирования мировоззренческой устойчивости в средней школеСтраница 6
4) Основные закономерности развития физики.
Для того, чтобы обеспечить усвоение этих методологических знаний полезно использовать обобщенные планы изучения элементов научного физического знания, к которым относятся знания о явлении, опыте, модели, законе, физической величине, теории, техническом устройстве. Эти планы были разработаны А.В.Усовой и немного откорректированы В.Н.Мощанским. (А.В.Усова, З.А.Вологодская «Самостоятельная работа учащихся по физике в средней школе». – М. «Просвещение», 1981г., стр.36. В.Н. Мощанский «Формирование мировоззрения учащихся при изучении физики». – М., «Просвещение», 1989г., стр.32). Они позволяют представить материал в виде четкой логической структуры. Содержание этих планов следующее:
I. Явление.
1) Формулировка, выражающая определение явления.
2) Опыты, в которых обнаруживается явление.
3) Объяснение явления на основе теории (не всегда возможно).
4) Использование и учет явления в практике, его проявления в природе.
II. Опыт.
1) Цель опыта.
2) Экспериментальная установка.
3) Выполнение эксперимента, измерения.
4) Анализ экспериментальных результатов и выводы, вытекающие из опыта.
III. Закон.
1) Математическое выражение и словесная формулировка закона.
2) Опытное подтверждение закона.
3) Объяснение закона на основе теории (не всегда возможно).
4) Границы применимости (не всегда возможно).
5) Практическое применение и учет закона (не всегда возможно).
IV. Физическая величина.
1) Явление или свойство, которое характеризует величина.
2) Определение величины и формула ее выражающая.
3) Единица измерения.
4) Способ измерения.
5) Формула, выражающая зависимость данной величины от других величин.
V. Теория.
1) Исходные опытные факты.
2) Идеальный объект или модель.
3) Физические величины, характеризующие модель.
4) Основные положения теории – принципы или гипотеза.
5) Следствия и частные законы, выводимые из основных положений.
6) Экспериментальная проверка следствий.
7) Границы применимости.
VI. Техническое устройство, прибор.
1) Назначение.
2) Устройство.
3) Принцип действия.
4) Область применения.
В настоящее время резко возрастает роль теории как в науке, так и в обучении. Еще в 1918г. Л.И.Мандельштам отметил, что «…Физика без теории не есть наука, а лишь довольно малоценный конгломерат отдельных фактов, разобраться в которых невозможно». (Основы методики преподавания физики в средней школе. /Под ред. А.В.Перышкина, В.Г.Разумовского, Ф.А.Фабриканта. – М., «Просвещение», 1984г., стр.76/.
ИСТОРИЗМЫ , слова, вышедшие из повседневного употребления вследствие того, что обозначаемые ими предметы и понятия уже неизвестны говорящим как реальная часть их повседневного опыта, напр., названия старинной одежды - армяк, зипун и т. п.
ЕЛИЗАВЕТА (Elisabeth) Тюрингская (1207-31) , христианская подвижница, широко почитаемая в Германии. Дочь венгерского короля, жена тюрингского ландграфа Людовика IV (ум. 1227). Попыталась претворить в своей жизни францисканский идеал аскезы и милосердия: основывала госпитали, ухаживала за больными, помогала бедным. Память в Католической церкви 19 ноября.
КАНАЛИРОВАНИЕ ЧАСТИЦ , движение частиц, попавших в кристалл, вдоль "каналов", образованных параллельными рядами атомов.