Теоретические основы формирования мировоззренческой устойчивости в средней школе
Теоретические основы формирования мировоззренческой устойчивости в средней школе
Страница 6

4) Основные закономерности развития физики.

Для того, чтобы обеспечить усвоение этих методологических знаний полезно использовать обобщенные планы изучения элементов научного физического знания, к которым относятся знания о явлении, опыте, модели, законе, физической величине, теории, техническом устройстве. Эти планы были разработаны А.В.Усовой и немного откорректированы В.Н.Мощанским. (А.В.Усова, З.А.Вологодская «Самостоятельная работа учащихся по физике в средней школе». – М. «Просвещение», 1981г., стр.36. В.Н. Мощанский «Формирование мировоззрения учащихся при изучении физики». – М., «Просвещение», 1989г., стр.32). Они позволяют представить материал в виде четкой логической структуры. Содержание этих планов следующее:

I. Явление.

1) Формулировка, выражающая определение явления.

2) Опыты, в которых обнаруживается явление.

3) Объяснение явления на основе теории (не всегда возможно).

4) Использование и учет явления в практике, его проявления в природе.

II. Опыт.

1) Цель опыта.

2) Экспериментальная установка.

3) Выполнение эксперимента, измерения.

4) Анализ экспериментальных результатов и выводы, вытекающие из опыта.

III. Закон.

1) Математическое выражение и словесная формулировка закона.

2) Опытное подтверждение закона.

3) Объяснение закона на основе теории (не всегда возможно).

4) Границы применимости (не всегда возможно).

5) Практическое применение и учет закона (не всегда возможно).

IV. Физическая величина.

1) Явление или свойство, которое характеризует величина.

2) Определение величины и формула ее выражающая.

3) Единица измерения.

4) Способ измерения.

5) Формула, выражающая зависимость данной величины от других величин.

V. Теория.

1) Исходные опытные факты.

2) Идеальный объект или модель.

3) Физические величины, характеризующие модель.

4) Основные положения теории – принципы или гипотеза.

5) Следствия и частные законы, выводимые из основных положений.

6) Экспериментальная проверка следствий.

7) Границы применимости.

VI. Техническое устройство, прибор.

1) Назначение.

2) Устройство.

3) Принцип действия.

4) Область применения.

В настоящее время резко возрастает роль теории как в науке, так и в обучении. Еще в 1918г. Л.И.Мандельштам отметил, что «…Физика без теории не есть наука, а лишь довольно малоценный конгломерат отдельных фактов, разобраться в которых невозможно». (Основы методики преподавания физики в средней школе. /Под ред. А.В.Перышкина, В.Г.Разумовского, Ф.А.Фабриканта. – М., «Просвещение», 1984г., стр.76/.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10

ЛАВДОВСКИЙ Михаил Дормидонтович (1846/47-1902/03) , российский гистолог. Исследовал строение и функцию форменных элементов крови, установил роль тромбоцитов. Классические труды по строению и развитию кожных и мышечных рецепторов.

"ЖИРНЫЙ НАРОД" ("жирные" пополаны) , распространенное в средневековой Италии наименование прослойки богатых горожан итальянских городов-коммун 13-15 вв.

КРЕПС Евгений Михайлович (1899-1985) , российский физиолог, академик АН СССР (1966), Герой Социалистического Труда (1969). Труды по сравнительной физиологии и биохимии нервной системы. Установил влияние симпатической нервной системы на обменные процессы в мышце. Государственная премия СССР (1985, посмертно).