Теоретические основы формирования мировоззренческой устойчивости в средней школе Теоретические основы формирования мировоззренческой устойчивости в средней школеСтраница 9
3. Формирование представлений о процессе научного познания происходит на основе раскрытия общих принципов, закономерности и методов научного познания. Особая роль уделяется формированию знаний о физической теории – ее функциям, происхождению, структуре и границам применимости.
4. Формирование научного диалектического мышления осуществляется на основе раскрытия основных черт, присущих научному мышлению.
5. Формирование материалистических убеждений учащихся осуществляется на основе доказательства объективной истинности тех идей, на которые опирается физическая картина мира, и создание у учащихся уверенности в справедливости научных знаний о мире в результате воздействия на интеллектуальную и эмоциональную сферу личности.
Глава 2. Экспериментальная система формирования мировоззренческой устойчивости.
Как мы уже отметили выше, формирование научного мировоззрения является важнейшей целью физического образования в школе. В связи с этим мы попробовали разработать экспериментальную систему формирования мировоззренческой устойчивости.
2.1. Об оценке сформированности мировоззренческих знаний учащихся на разных этапах обучения.
Так как мировоззрение определяют вполне конкретные знания и умения, то мы, прежде всего, посчитали нужным определить эти знания, сделав разбивку по классам. Перечень этих знаний должен включать знания фундаментальных идей, понятий, законов и теорий современной физической картины мира, а также знания, связанные с категориями диалектико-материалистичекой философии.
Знания, относящиеся ко второй группе формируются постепенно в ходе изучения в физике на первой и второй ступенях. Многократное повторение и углубление их ведет к формированию мировоззренческой устойчивости. Приведем перечень знаний, связанных с категориями диалектико-материалистичекой философии:
- раскрытие смысла понятий «материя», «объективная реальность», «физический объект и система», «движение»;
- раскрытие неразрывной связи материи и движения (покой – случай движения, движение – это изменение состояния разной формы движения);
- формирование идеи о неуничтожимости и несотворимости материи и движения;
- раскрытие наличия причинно-следственных связей между явлениями и процессами;
- раскрытие основных компонентов физической теории – исходных фактов, моделей, законов и закономерностей, экспериментов, подтверждающих выводы теории, следствий;
- раскрытие ступеней процесса познания: «от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике».
Знания фундаментальных идей, понятий, законов и теории современной физической картины мира мы разбили по классам. Приведем эту разбивку. Итак:
VII класс.
- представление о свойствах пространства – времени: относительность движения, отсутствие абсолютной системы отчета, непрерывность пространства и времени;
- фундаментальные идеи и принципы физической картины мира: принцип относительности, взаимодействие как причина явлений;
- понятие об объектах и моделях физических теорий. В механике: объект – макроскопические тела, модель – материальная точка;
- границы применимости (или их отсутствие) основных понятий – массы, силы, механической энергии, материальной точки.
VIII класс.
- фундаментальные идеи и принципы физической картины мира: принципы дальнодействия и близкодействия, взаимодействие как причина явлений;
ЛЕВИНА Ревекка Сауловна (1899-1964) , российский экономист, член-корреспондент АН СССР (1939). Основные труды в области экономики сельского хозяйства.
ЗАПАДНЫЙ САЯН , горная система на юге Сибири. Ок. 600 км. Состоит из выровненных и островерхих хребтов, разделенных межгорными котловинами. Высотой до 3121 м (г. Кызыл-Тайга). На северных склонах - сосново-лиственничные таежные леса, на южных - горные лесостепи и лиственничные леса. Пересечен автомобильными дорогами Абакан - Кызыл (Усинский тракт) и Абаза - Ак-Довурак. Месторождения железной руды, асбеста и др.
ЩЕДРОВСКИЙ Игнатий Степанович (1815-1870/71) , российский график и живописец. Работал в традициях венециановской школы. Изображал сцены русского народного городского быта (серии литографий).