Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграцииСтраница 155
13. Генетический метод "открывает счет" методам историко-генетических исследований интеграционных процессов в установлении начальных условий, ведущих этапов и тенденций (линий) развития педагогической интеграции.
14. Культурно-исторический метод предусматривает учет исходных положений культурно-исторической теории Л.С.Выгодского: деятельность и сознание человека социальны по своему генезису, внутренне связаны с общением людей и неотрывны от исторически возникающих культурных средств управления ими (С.82).
15. Культурно-цикловой метод отталкивается от теории культурных циклов (Шпенглер, Данилевский), признающей уникальность жизненного пути каждой культуры, каждой цивилизации. Применительно к нашему случаю это означает прежде всего признание уникальности педагогических традиций, о чем особенно необходимо помнить в условиях интенсификации процессов глобальной интеграции образования.
16. Каузально-генетический метод (термин Л.С.Выгодского) в нашей интерпретации означает возможность исследования процесса становления интегративных новообразований в педагогике путем их целенаправленного формирования.
17. Историко-генетический метод (А.Н.Леонтьев) в нашем случае предполагает рассмотрение педагогической интеграции как продукта и деривата внешней материальной деятельности, преобразуемой в процессе общественно-исторического развития во внутренюю деятельность, в деятельность сознания; внешняя интеграция интериоризуется во внутреннюю.
18. Синергетический метод дает возможность представить педагогическую интеграцию, ее продукты как следствие саморазвития соответствующих систем и как результаты кооперативного взаимодействия их составляющих.
19. Холистский метод дает возможность рассматривать интеграцию как процесс и результат восстановления (творческой эволюции) Целого, предшествующего и не сводимого к своим частям, которые ведут к появлению новых целостностей (интегральных новообразований). Три кредо лежат в основе идеологии холизма: 1) целое творит целое; 2) целое больше своих частей; 3) целое занимает приоритетное положение по отношению к своим частям, оно "определяет каждую отдельную составляющую, исходя из самого себя, в соответствии со своей собственной сущностью" (216. С.14).
20. Логогенетический метод раскрывает интеграционный процесс как связную последовательность количественных и качественных изменений, вызванных внешними и внутренними противоречиями и факторами (С.127).
В качестве постановки вопроса коснемся проблемы применения количественных методов в интегративно-педагогических исследованиях. Несмотря на провозглашенный в ХХ столетии принципа неизмеримости человека, в гуманитарных дисциплинах заметное место занимают методы, направленные на "выявление и формирование системы численных характеристик изучаемых объектов, явлений и процессов, которые будучи подвергнуты определенной математической обработке, создают основу для раскрытия количественной меры соответствующего качества" (227.С.21). Так по мнению Э.Фромма, академическая психология, пытаясь имитировать естествознание с его лабораторными методами взвешивания и измерения, занималась чем угодно, но только не душой. Изучая человека в лаборатории, она утверждала, что совесть, ценностные суждения, знание добра и зла суть метафизические понятия, входящие за пределами психологической проблематики, соответствующие принятому "научному методу"; она не выдвинула никаких новых методов для исследования важнейших человеческих проблем. В результате всего этого психология "утратила свой главный предмет" - душу (490.С.146). Еще дальше ушла в развитии "лабораторных методов" современная психология, разделившая человека на бесчисленное множество "качеств", "свойств", "характеристик", "функций" и т.д. и т.п. Не отстает от психологии в процессе математизации педагогика, где наличие цифр становится чуть ли не главным критерием научности. Еще в 1966 году Н.М.Амосов писал, что педагогика станет научной теорией тогда, когда будет оперировать языком знаковых систем (457. С.14). Анализ диссертационных исследований по педагогике показывает, что педагогические знания все больше начинают занимать в них второстепенные позиции. На первый план выдвигаются "языки" математики и техники - цифры, формулы, схемы, чертежи, диаграммы и др. Случается, чтобудущий кандидат педагогических наук защищает не столько педагогический предмет, сколько - указанные "языки". Это не случайное явление. Ибо "отдельным педагогам кажется, что существо теоретического метода заключается лишь в применении количественных, математических методов, использовании формальных методов, внедрении информационного моделирования и т.п. Ни в чем другом они "теоретичность" видеть не хотят" (317.С.35-36).
ЦАРСКИЙ КУРГАН , погребальное сооружение 4 в. до н. э. у г. Керчь с каменным склепом, имевшим уступчатый свод и дромос. Ограблен в древности.
БАЕВА Вера Михайловна (р . 1936), российская певица (лирико-колоратурное сопрано), народная артистка СССР (1986). С 1959 солистка Свердловской (Екатеринбургской) филармонии.
ИБН ХАЛЬДУН (1332-1406) , арабский историк и философ. Последователь Ибн Рушда. В сочинении "Книга назидательных примеров..." изложил свои взгляды на развитие общества (идея исторических циклов; различия в образе жизни людей связывал главным образом с географической средой), историю народов мусульманского Востока (особенно Магриба).